Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Сирия

Сирия, Сирийская Арабская Республика, гос-во на Бл. Востоке. Пл. 185,2 тыс. км2. Нас. св. 13,7 млн. чел. (нач. 1994, оценка), преим. арабы. Офиц. язык - арабский. Столица - Дамаск.

Образование на терр. С. имеет длительную историю, в к-рой оставили свой след воспитат. системы неск. древних цивилизаций (см. Древний Восток, Античность, Византия). К 5-6 вв. здесь имелась развитая культура и письменность. Терр. С. в нач. 7 в. завоёвана арабами; Дамаск стал одним из центров мусульманской культуры. В кон. 11 в. терр. С. захвачена турками и впоследствии стала частью Османской империи.

Первые общеобразоват. школы (гос. и частные) появились в 1-й пол. 19 в. под влиянием араб, просветителей, сплотившихся вокруг Сирийского об-ва изучения наук и иск-в (осн. в 1847 Бутрусом аль-Бустани). Обучение в гос. школах велось на тур. яз. К 1914 работало св. 250 общеобразоват. школ (св. 14 тыс. учащихся), а также пед., юрид. и мед. школы (всего св. 290 учащихся). В 1903 осн. Дамаскский ун-т. Св. 80% нас. оставалось неграмотным, практически не развивалось жен. образование.

После окончания 1-й мировой войны, в к-рой Османская империя потерпела поражение (1918), общеобразоват. школы поставлены под контроль мандатных властей (с 1919 - французских). Число гос. школ росло, но обучение велось по программам франц. школ в заморских территориях и на франц. языке; арабский изучался как иностранный.

Создание нац. системы образования началось во 2-й пол. 40-х гг. после провозглашения полит, независимости. Конституция 1950 признавала осн. источником законодательства мусульм. право. Нач. обучение объявлялось обязательным и бесплатным в гос. школах; устанавливались единые программы. Частные школы обязывались следовать гос. программам. Гос. система образования отнесена к ведению пр-ва и местных органов власти. В 1953/54 в нач. и ср. школах обучалось в общей сложности 362 тыс. учащихся, из к-рых ок. V3 посещало частные школы.

Современная система образования сформировалась в 60-70-х гг. Она включает дошкольные учреждения, начальные, средние (подготовит, и полные) школы, проф.-тех., высшую школу. В 1972 был принят закон, по к-рому сирийцы в возрасте до 45 должны обучаться грамоте и овладеть общеобразоват. знаниями.

Управление образованием осуществляется Мин-вом образования (оно же контролирует работу частных школ) и Мин-вом высш. образования (создано во 2-й пол. 70-х гг.). Мусульм. уч. заведения находятся в ведении Мин-ва по делам вакфов. В 1994 общие расходы на образование составляли 4,3% ВНП (св. 14% гос. бюджета).

Дошкольное воспитание детей от 3 до 6 лет осуществляется в дет. яслях и садах. Сеть дет. садов (создана в 50-е гг.) расширяется медленно. С 1976 по решению Мин-ва труда владельцы пр-тий с числом занятых св. 100 чел. обязаны создавать дошк. учреждения, однако это пост, практически не выполнялось. В 1993 в 980 дошк. учреждениях насчитывалось 86 тыс. детей; в них было занято 3,2 тыс. воспитателей; 86% воспитанников посещали частные дет. сады. Большинство дошк. учреждений находится в городах, содержание детей в них платное, в частных плата выше, чем в государственных

Начальная школа - 6-летняя, в неё принимают детей с 6 (иногда с 7) лет, считается обязательной для детей от 6 до 12 лет. Обучение в гос. нач. школе бесплатное. В 1993 насчитывалось св. 10 тыс. нач. школ (2,5 млн. учащихся; св. 100 тыс. учителей). Ок. 4% учащихся посещают частные нач. школы. Программа нач. школы включает курс религии, араб. яз. (ок. 31% уч. времени), нац. воспитание, арифметику, историю и географию как один предмет, естествознание и гигиену, музыку и пение, рисование, физкультуру, труд и практич. занятия. В стране не хватает шк. зданий, вследствие чего занятия проводятся в 2-3 смены, гос-во вынуждено арендовать здания у частных лиц.

Средняя школа - 6-летняя (3 года - подготовительная и 3 года - полная ср. школа). В неполную ср. школу принимаются учащиеся, к-рые успешно закончили нач. школу и имеют соответствующее свидетельство. После завершения курса учащиеся сдают экзамены в письменной форме и получают документ, дающий право поступать в полную ср. школу, по окончании к-рой сдают экзамены на звание бакалавра (даёт право поступления в вузы). Обучение в гос. ср. школах бесплатное. В 1993 в ср. школах насчитывалось ок. 850 тыс. учащихся (ок. 40% - девушки); было занято 46,2 тыс. учителей. Ок. 6% учащихся посещают частные ср. школы. Программа неполной ср. школы (7-9 кл.) включает курс религии, нац. воспитание, араб. яз. и лит-ру, иностр. яз. (франц. или англ.), математику, историю и географию, физику, химию, биологию, рисование, пение и музыку, физкультуру, труд и практич. занятия. Больше всего уч. времени отводится на иностр. яз., араб, лит-ру и математику.

В полной ср. школе учащиеся 10-го кл. занимаются по единой программе, к-рая включает религию, араб. яз. и лит-ру, иностр. яз., курс истории араб, общества, историю, географию, математику, физику, химию, биологию, рисование, физкультуру, воен. дело. В 11-12-х кл. учащиеся распределяются по гуманитарному и естеств.-матем. отделениям. На гуманитарном отделении больше времени отводится на араб, и иностр. яз., историю и географию, философию; на естеств.-матем. - на математику, физику, химию, биологию. Религия и воен. дело изучаются на всех годах обучения и на обоих отделениях по 2 ч в неделю.

Образование взрослых преследует гл. обр. цели ликвидации массовой неграмотности. Созданы спец. классы для взрослых и курсы нар. культуры. К нач. 90-х гг. работало 1,3 тыс. классов, в к-рых ок. 42 тыс. чел. взрослых овладевали грамотой: действовало св. 30 курсов нар. культуры для взрослых. В 1990 35,5% взрослого нас. старше 15 лет оставалось неграмотным (21,7% мужчин и 49,2% женщин).

Профессиональное образование осуществляется гл. обр. на базе неполной ср. школы (курс до 3 лет). В 80-х гг. действовало ок. 80 проф. уч. заведений (в т. ч. 47 индустр. и с.-х., 25 коммерч.). В 1991 в проф.-тех. уч. заведениях обучались 53,3 тыс. учащихся. Действует Центр проф.-тех. образования в Халебе (создан в 70-х гг. с помощью СССР). На базе полной ср. школы и ср. проф. уч. заведений работают 2-летние техн. ин-ты, к-рые дают проф. образование повышенного уровня. Среди этих уч. заведений - ин-ты техн. подготовки (1978) электротехники и электроники (1974) созданы с помощью Германии. В них в 80-х гг. ежегодно обучалось ок. 5 тыс. чел.

Система высшего образования представлена ун-тами (4) и ин-тами. Крупнейшие ун-ты: в Дамаске (13 ф-тов; св. 80 тыс. студентов), Халебе (1960; 12 ф-тов; св. 50 тыс. студентов), Латакии (1971; 9 ф-тов; 18 тыс. студентов). Среди ин-тов - технологический и Высшая индустр. школа в Дамаске. Срок обучения в ун-тах и ин-тах от 4 до 6 лет, обучение платное. В 1991 во всех вузах было 205 тыс. студентов, в т. ч. св. 162 тыс. в ун-тах.

Педагогическое образование. С кон. 80-х гг. учителя для нач. школ готовятся только на базе полной ср. школы. Учителя для неполных ср. школ готовятся в течение 2 лет в учительских ин-тах на базе полной ср. школы. Имеются 2 ин-та по подготовке учителей физкультуры и 2 по подготовке учителей пения и рисования для ср. школы. Учителей для ср. школы готовят в течение 4 лет ун-ты. В ун-те в Дамаске имеется единственный в стране пед. ф-т.

Лит.: Совр. Сирия. Справочник, М., 1974; Прошин Н. И., Сирия, М., 1979; Сирия. Справочник, М., 1992. В. 3. Клепиков.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета