ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
СистематизацияСистематизация (от греч. systema - целое, состоящее из частей), мыслительная деятельность, в процессе к-рой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа Важнейший вид С - классификация, т с распределение объектов по группам на основе установления сходства и различия между ними (напр, классификация животных, растений, хим элементов) К С приводит также установление причинно-следственных отношений между изучаемыми фактами (напр, в курсе истории), выделение оси единиц материала, что позволяет рассматривать конкретный объект как часть целой системы С предшествует анализ, синтез, обобщение, сравнение Стремление к С в виде простейших классификаций возникает уже у дошкольника Дети на предметах осваивают операции отнесения части к целому, включения одной группы объектов в группу большего объема, выражая результаты этого упорядочения своих впечатлений о вещах в словах "все", "некоторые", "один", "ни один" и т и Овладение шкалой цветов, ознакомление с элементарными геометрическими формами, "решеткой фонем" родного языка вооружает ребенка системой общественно выработанных "эталонов", используемых для С сенсорного опыта Школьное обучение, направленное на овладение системой знаний, дает богатый материал и средства для формирования С, к-рая развивается от форм, основывающихся на выделении внеш сходства между предметами и явлениями, к формам, опирающимся на существенные отношения между изучаемыми объектами Напр, С животных учащиеся нач классов производят на основе таких наглядных признаков, как общность среды обитания, способов передвижения В старших классах С знаний о животных базируется на принципе развития орга-нич природы с ее усложнением от низшего к высшему Признаком совершенствования С в связи с накоплением знаний является возможность включать один и тот же объект в разные системы Это позволяет раскрывать в нем новые стороны С занимает весьма важное место в развитии и воспитании мышления и памяти Знания и умения только тогда являются действенным аппаратом мышления, когда в сознании учащихся они организованы в системы взаимосвязанных понятий Объективным условием для С знаний является логич структура учебного предмета, в к-ром различаются основные, исходные понятия и более частные От порядка их изучения (вместе с учетом психолого-пед требований к процессу усвоения) зависит С знаний Являясь формой организации материала, специ-фич человеческим способом познания, С позволяет более продуктивно использовать и память, т к освобождает от необходимости запоминать материал как сумму частных сведений и фактов за счет группировки их в более крупные единицы Использование С не только упорядочивает имеющиеся знания, но и является источником новых Напр, С позволяет сделать вывод о нек-рых признаках неизвестного животного, зная его место в системе живых организмов Облегчая и расширяя ориентировку в определенной области знания, С является важной формой организации человеческого опыта С - одно из средств повышения эффективности обучения Она используется в уч процессе в форме составления схем и таблиц, в к-рых представлены результаты обработки нек-рых фактич данных (напр, хронология таблицы) или обобщены факты, относящиеся к к -л разделу уч материала Таблицы не только завершают С уже изученного материала, но могут быть использованы и в процессе его изучения Напр, при изучении членов предложения можно организовать их в систему, состоящую из 5 членов (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство) Целесообразно в каждом из этих понятий выделить родовые признаки, общие для всех понятий системы (его смысловое значение, характер взаимосвязи с др членами предложения, морфологич способ выражения и т д), а также указать конкретные видовые признаки этих понятий, индивидуальные для каждого члена предложения При таком пути изучения материала у учащихся формируются обобщенные и систематизиров знания данного раздела синтаксиса, что существенно влияет на ход и эффективность мыслительных процессов, сообщает им большую гибкость, самостоятельность, широту ориентировки в материале Лит Давыдов В В, Виды обобщения в обучении, M, 1972, Зорина Л Я, Дидактич основы формирования системности знаний старшеклассников M, 1978, Шубинский В С, Формирование диалек-тич мышления у школьников, M, 1979, Кириллова Г Д, Теория и практика урока в условиях развивающего обучения, M, 1980, гл 4, Системно структурный подход к построению курса химии, М, 1983, Иль я с о в И И, Структура процесса учения, M 1986 А Н Ждан
|