Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Скорина

Скорина Франциск (ок. 1486, по др. данным, 1490, Полоцк, - не ранее 2.6.1541, Прага), вост.-слав, первопечатник, учёный-просветитель. В 1504 учился в Ягеллонском ун-те (Краков, 1504-06). В Падуанском ун-те успешно выдержал экзамен на степень доктора медицины (1512). Вернувшись на родину, работал над переводом Библии на слав, язык (в белорус, редакции). В 1517-19 в Праге в организованной им типографии кирилловской печати выпустил 20 изданий, содержащих 23 книги Ветхого Завета. Первым из них была Псалтырь, вышедшая 6 авг. 1517. Пражские издания С. иллюстрированы, снабжены титульными листами (впервые в слав, изданиях кирилловского шрифта), украшены гравированными на дереве заставками и инициалами. Перевёл всю Библию, но напечатать успел не полностью. Отд. части перевода сохранились в поздних списках. В 1522 С. организовал первую типографию в Великом княжестве Литовском (в Вильне), где примерно за 3 года выпустил 22 издания. 21 из них, включающее Псалтырь, Часословец, ряд акафистов и канонов и др., названы в общем послесловии "Малой подорожной книжицей" (1522). Последним изданием С. был "Апостол" (март 1525). Вилен-ские издания выпущены в небольшом формате, частично иллюстрированы и хорошо орнаментированы. Как пражские, так и виленские издания снабжены предисловиями и послесловиями, позволяющими реконструировать мировоззрение С., его пед., правовые, эстетич. взгляды. С 1535 С. состоял на службе у короля Фердинанда I в Праге, где основал один из первых в Европе ботанич. садов.

В предисловии к пражской Псалтыри 1517 С. высказал мысль о возможности использования в пед. целях любой книги. В общем предисловии к Библии отд. её книги связаны с преподаванием определённых наук "тривиума" и "квадриви-ума". Идеал гражданина С. видел в сознательном человеке, сочетающем в себе веру в Бога с рассудочностью, деловитостью, заботой о благе ближних. С. считал, что общество должно руководствоваться законами совести. Особое пед. значение С. придавал Псалтыри, в предисловии к к-рой подчеркнул важность эстетич. воспитания молодёжи. Инструментом такого воспитания С., в частности, считал иллюстрации, помещённые им в Библии и предназначенные, по его словам, чтобы "братия моя Русь, люди посполитые (т.е. простые) чтучи, могли лепей разумети". Большое внимание уделял С. выделению в книгах важных для восприятия текстов красной краской, к-рую он начал широко применять в вилен-ских изданиях. Существ, значение в лит. наследии С. получили этич. вопросы, к-рым уделено внимание в предисловии к Притчам Соломона, изданным в Праге (1517). Эти тексты, насыщенные пед. содержанием, впоследствии использовались в рус. печатных Азбуках.

Лит.: Франциск Скорина и его время. Энциклопедия, справочник, Мн., 1990; Неми-ровский Е.Л., Франциск Скорина. Жизнь и деятельность белорус, просветителя, Мн., 1990; его же, Пед. взгляды ФранцискаСко-рины, СП, 1986, № 6, с. 106-11.

Е. Л. Немировский.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета