ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
Славяно-греко-латинская академияСлавяно-греко-латинская академия, первое высш. уч. заведение в Москве. Целью создания академии была подготовка православных священников, гос. служащих, преподавателей. "Привилегия" (устав) академии, разработанная Симеоном Полоцким и Сильвестром Медведевым и подписанная царём Федором Алексеевичем (утвердил в 1682), предусматривала открытие уч. заведения, ориентированного на программу европ. ун-та, с изучением семи свободных искусств, древних языков и богословия. В качестве учителей были приглашены братья И. и С. Лихуды, к-рые прибыли в Москву в 1685. В 1687 вновь открытое уч. заведение разместилось в стенах Заико-носпасского монастыря (отсюда бытовавшее до сер. 18 в. назв. "Спасские школы"). К 1680 кол-во учащихся возросло до 200 чел., процесс обучения делился на 3 этапа ("школы"): словенское и греческое письмо, семь свободных иск-в и богословие. До 1690 преподавание на старших ступенях велось на греч. яз., позднее - на греч. и лат. языках по уч. пособиям, подготовленным Лихудами. Школы Лихудов строились и содержались на средства Патриаршего казённого приказа, отчасти на частные пожертвования. С отстранением Лихудов от дел "Спасских школ" в 1694 функции преподавателей были возложены на учеников Лихудов - Ф. П. Поликарпова-Орлова, Н. С. Головина и др. Согласно "Привилегии", в академию принимались "всякого чину люди"; среди учащихся были выходцы с терр. Украины, Польши, Грузии и др. В 18 в. началась переориентация академии на лат. язык, хотя круг дисциплин оставался прежним. В 1701 уч. заведение переименовано в Славяно-латинскую академию, в 1775 - С.-г.-л. а. Ректоров академии приглашали из числа учёных-монахов (выпускников Львовской братской школы, Киево-Могилянской академии), известных писателей, проповедников, полемистов (Палладий Роговский, Сильвестр Крайский, Феофилакт Лопа-тинский, Стефан Яворский). В штате кроме ректора состояли префект, отвечавший за порядок и дисциплину, 6-7 учителей и 2 проповедника. Ряд гос. указов (1708, 1710 и др.) содействовал превращению академии в духовное уч. заведение. По указу 1727 в С.-г.-л. а, было запрещено принимать "солдатских, поме-щиковых и крестьянских детей". С образованием Святейшего Синода (1721) уч. заведение перешло в его ведение. Однако большинство студентов по-прежнему составляли светские лица, к-рые по окончании обучения привлекались к гос. службе (переводчиками в Посольский приказ, Коллегию иностр. дел и др.). посылались за границу для продолжения обучения или переводились гл. обр. в мед. школы, где необходимо было знание лат. языка. При академии силами студентов был организован театр, ученики участвовали в "триумфах" - празднованиях воен. побед. В 1-й пол. 18 в. академия стала одним из крупнейших центров рус. культуры и просвещения. Формирование в дальнейшем сети светских уч. заведений, открытие в Москве ун-та способствовали постепенной эволюции академии в центр рус. религ. мысли и проповедничества. В 1814 академия указом Синода преобразована в Моск. духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру (ныне г. Сер-гиев-Посад Моск. обл.). Среди выпускников академии были виднейшие руководители Рус. православной церкви, мн. деятели рус. культуры, в т. ч. зодчий В. И. Баженов, дипломат и поэт князь А. Д. Кантемир, поэт и переводчик Е. И. Костров, географ и путешественник акад. С. П. Крашенинников, акад. М. В. Ломоносов. Лит.: Смирнов С., История Московской Славяно-греко-лат. академии, М., 1855; Сменцовский M. H., Братья Лихуды. Опыт исследования из истории церковного просвещения и церковной жизни кон. XVII и нач. XVIII вв., СПБ, 1899; Галкин А., Академия в Москве в XVII столетии, М., 1913; Рогов А. И., Новые данные о составе учеников Славяно-греко-лат. академии, "История СССР", 1959, № 3; Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР с древнейших времен до кон. XVII в, М., 1989, с. 74-88. А. В. Лаврентьев.
|