Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Тагор

Тагор Рабиндранат (7.5.1861, Калькутта, Бенгалия, - 7.8.1941, Зап. Бенгалия), инд. писатель, философ, просветитель, педагог, обществ, деятель. Лауреат Нобелевской пр. (1913). В филос. воззрениях разделял идеи ведантизма, одного из распространённых течений индуизма, признающего высшей объективной реальностью и основой существующего мира единую высшую духовную сущность Брахмана, к-рый существует вне времени и пространства, вне причинно-следств. связей. Противник колониального режима, Т. выступал за равноправное сотрудничество Востока и Запада во всех областях жизни, однако отвергал насильств. методы борьбы за гос. суверенитет Индии. Сторонник поэтапных социально-экон. и полит, реформ.

Просвещение считал осн. средством обновления общества и возрождения инд. культуры. Участвовал в разработке теоретич. основ нац. системы образования. Назначение школы видел в органическом включении индивида в систему природных, обществ, и космич. связей. Выступал за рациональное использование положит, опыта, накопленного как традиц. индийской, так и зап. педагогикой. В качестве ведущего принципа выдвигал традицию духовности (утверждение в сознании и поведении человека приоритета нравств. ценностей над материальными). Возвращение к нац. истокам связывал с включением в содержание образования общеинд. культурного наследия, с трактовкой природы как источника знаний, с организацией обучения на языках народов Индии.

В наследии Т. высоко оценены такие элементы зап. пед. культуры, как равноправие мужчин и женщин в образовании, доступность образования независимо от религ., нац. и кастовой принадлежности, осуществление всеобщего нач. обучения, соединение образования с трудом. Большое внимание уделял принципу природо-сообразности в образовании и воспитании, учёту индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Решающее значение в формировании личности ребёнка придавал учителю-наставнику (гуру).

С целью практич. реализации своих пед. воззрений открыл (1901) в поместье Шантиникетон "Школу поэта", к-рой руководил 40 лет. Преподавал уч. дисциплины. Разработал ряд шк. учебников, в т. ч. грамматику и книги для чтения на бенгальском языке, курс "Знакомство с Вселенной" и др. В "Школе поэта" равными правами пользовались дети, принадлежавшие к раз л. кастам, конфессиональным группам и национальностям. Особое внимание уделялось ознакомлению учащихся с историей, лит-рой и культурой народов Индии. Были созданы условия для нравств. воспитания, эсте-тич. и физич. развития, для трудовой деятельности и помощи крестьянам в овладении грамотой. В 1921 на базе школы открыт междунар. ун-т Вишва-Бхарати, в к-ром обучались юноши и девушки из разл. регионов Индии и из заруб, стран.

С о ч.: Собр. соч., т. 1-8, М., 1957 [статьи по проблемам образования - т. 8]; Избранное, М., 1987; Personality. Lectures delivered in America, L., 1959; Towards universal man, Bombay, 1961.

Лит.: Гостева Е. И., Философия единства, М., 1985; Рабиндранат Тагор. Жизнь и творчество, М., 1986; Супрунова Л. Л., Реформирование шк. образования в совр. Индии: осн. направления и результаты, Пятигорск, 1993; Reddy V., Narayan K., The concept of man in Rabindranath Tagore and Sarvepalli Radhakrishnan, Prakashana, 1973.

Л. Л. Супрунова.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета