Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Техническое творчество

Техническое творчество, вид деятельности учащихся, результатом к-рой является техн объект, обладающий признаками полезности и субъективной (для учащихся) новизны Т т развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к учебе и выбору профессии, приобретению практич умений, развитию творч способностей и др

Т т может рассматриваться в неск аспектах как метод обучения и развития учащихся, как форма внеурочной работы и как массовое движение молодежи Как метод обучения Т т углубляет знания, развивает умение применять их в новых условиях Пути Т т разрабатываются педагогами с учетом данных психологии творческой деятельности Оси путь организации его - создание проблемной ситуации и формулировка творческих задач конструкторского типа (см Конструирование, Моделирование)

По своему характеру Т т - процесс циклический, он включает ряд последо-ват этапов анализ исходных фактор и выдвижение проблемы, интуитивное построение гипотезы (оси идеи будущего техн решения), логич развитие идеи и детализация проекта, воплощение проекта в рисунке, чертеже, модели, наконец, материальное - в натуре

Центр момент Т т - нахождение гл идеи техн решения, требующей обоснования, расчетов и эксперим проверки

Положит эмоции мобилизуют интеллектуальный потенциал и повышают продуктивность мыслит деятельности По данным Дж II Гилфорда, интеллектуальный потенциал человека определяется уровнем развития ряда элементарных способностей, таких, как чувство проблемы, способность установить причинную связь и предвидеть ход явления или действия механизма, способность к продуктивному дивергентному и конвергентному переносу идеи в образной, знаковой или семантической форме В уч процессе творческие способности развиваются спец "изобретательскими" упражнениями типа "черный ящик" (напр, по косвенным данным догадаться о принципе действия скрытого механизма) и др

Этап осмысления и самостоят формулировки проблемы может оказаться очень длительным, поэтому он чаще всего реализуется с помощью учителя Второй этап наиб ценен для развития способностей, здесь важна самостоятельность учащихся Учителю предстоит найти пути к ознакомлению учащихся с нек-рыми эвристич методами, в т ч изобретательства (перенос, аналогия, комбинирование, утрирование и др), а также с дополнит и справочной лит-рой Завершающий этап Т т - материальное осуществление проекта, проверка правильности найденного решения - имеет большое воспитат значение Успешный результат дает учащимся чувство радости и удовлетворения, и, наоборот, слишком частые неудачи ведут к потере интереса

Правильный подбор системы творческих упражнений и создание необходимых условий для достаточно быстрого и высококачественного выполнения проекта (использование спец инструментов, совр технологий, материалов и др) способствуют возбуждению и поддержке мотивации учения и положит эмоций у учащихся

Т т широко применяется на завершающем этапе изучения тем по математике, информатике, труду и предметам естествознания

На уроке в зависимости от поставленной пед цели Т т иногда достаточно ограничиться выдвижением идеи или принципа действия изобретения, в др случаях следует добиваться выполнения расчетов, рисунка, чертежей, модели

На внеклассных занятиях, к-рые не ограничены программой и продолжительностью урока, возможно достижение подлинной самостоятельности учащихся на всех этапах работы и творческий замысел выполняется обычно в модели или в натуре Внеклассные и кружковые занятия Т т организуются в соответствии с возрастными особенностями и интересами У детей мл школьного возраста еще нет сложившихся глубоких и целенаправленных интересов, они увлекаются техникой вообще Дети мл шк возраста занимаются в нач кружках техн моделирования

В ср шк возрасте у учащихся обычно появляется интерес к определенным видам творчества, и они предпочитают занятия в авиамодельных, судомодельных, радиотехн и др кружках Содержание работы по Т т с учащимися этой группы часто определяется природным и производств окружением

Учащиеся ст возраста, обладая уже достаточно обширными знаниями по математике, физике и др предметам, проявляют интерес к науч основам техники Они выбирают кружки физико-техн, радиоэлектроники, автоматики, вычислит техники и т д Учащимся ст классов по силам использовать в Т т приемы матем и кибернетич моделирования

Т т как массовое молодежное движение - одно из важных средств развития интеллектуально-творческого потенциала страны

В России распространению Т т в 20-30-х гг способствовало создание гл. обр профилированной сети внешк учреждений - дет техн станций (первая открылась в 1926 в Москве, в 1939 переим в станции юных техников), к-рые стали консультационно-методическими центрами Организовывались выставки, конкурсы и др

В 50-х гг Т т рассматривалось как одно из средств повышения научного уровня образования учащихся Школьники вовлекались в творческую работу в связи с углубленным изучением отд предметов (см Дифференциация обучения) Видные ученые акад С И Вавилов, И И Артоболевский, H Д Зелинский, А И Берг, II Л Капица, M А Лаврентьев, И К Кикоин, В M Глуш-ков и др оказывали помощь школам и внешк учреждениям в приобщении детей к Т т Возникали конструкторские бюро и науч об-ва учащихся и др В кон 7fr- 80-х гг движение Т т молодежи постепенно утратило массовость Оси причинами этого были отставание технологии и методов кружковых занятий от уровня работы конструкторских бюро и индустр произ-ва, отставание техн и материальной оснащенности Определенную роль играло и падение интереса к пед деятельности со стороны руководителей кружков из-за неоправданно низкого престижа труда ученых и изобретателей, низкой оплаты труда Вместе с тем мн разработки конструкторских коллективов студентов и учащихся, работающих в составе уч -науч -производств комплексов, свидетельствуют о высокой результативности Т т Распространению опыта Т т способствуют журн "Наука и жизнь", "Юный техник", "Техника - молодежи", "Знание - сила", "Радио", "Физика в школе", "Моделист-конструктор" и др

Лит Разумовский В Г, Развитие техн творчества учащихся, M, 1961, его ж е, Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике, M, 1975, Горский В А Техн творчество школьников, M, 1981, Волков И П, Приобщение школьников к творчеству Из опыта работы, M, 1982, Столяров Ю С, Техн творчество школьников, M, 1984, Иванов Г И, Формулы творчества или как научиться изобретать, M, 1994 В Г Разумовский

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета