Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Талмудтора

Талмудтора (от древнеевр талмуд - изучение и тора - учение, закон), евр нач религ уч заведение, а также название религ заповеди (мицвы), предписывающей последователям иудаизма обязательность постоянного освоения Священного учения, Торы Мицва восходит к книгам Танаха (в христианстве именуемого Ветхим Заветом) и сформулирована в Талмуде Ее систематич реализация началась во 2 в дон э - 1в и э, когда евр законоучители основали первую систему обязат и регулярного религ образования для мальчиков, получившего назв Т -Т Выполнение заповеди Т -Т возлагалось на родителей ребенка и на общину Учредителем первых известных обязат обществ школ для мальчиков считается один из фарисейских законоучителей Шимон бен-Шетах (1 в до и э) В сер 1 в и э весь древний Израиль был покрыт сетью обществ школ, содержавшихся за счет гор общин Содержанием образования стало изучение двух Тор ("учений") письменной, т с Пятикнижия Моисеева, или всего Танаха, и "устной", т с Мишны, оси части Талмуда, и Гемары - комментариев к Мишне Обе Торы составили торат-хайим - "учение жизни", дававшее основы нравств -этич норм, указания на все случаи жизни

Принцип Т -Т на неск веков стал осн средством поддержания этнич и конфессионального самосознания евреев Вплоть до эпохи развитого средневековья все виды нач религ школ у евреев объединялись понятием Т -Т Они обычно находились в зданиях синагоги или спец пристройках к ним и бейт-мидрашам (ученым школам) С 15 в в ареале расселения евреев в Центр Европе (Германия, Австрия, Польша) начала складываться более дифференци-ров система образования, в к-рой осн место заняло частное нач религ уч-ще - хедер С этого времени в ашкеназской среде за термином "Т -Т " закрепилось специфич значение, наиб распространенное до наст времени, - нач религ школы для бедных детей и сирот, содержащейся на средства общины Среди евреев Балканского п-ова, Бл Востока, Зап Европы название Т -Т не изменило своего значения Так обозначались евр уч-ща, в к-рых преподавание велось на религ основе, но с изучением светских предметов

Цель Т -Т - дать мальчикам традиц религ образование и подготовить их к совершеннолетию, наступавшему, согласно галахе (евр религ праву), в 13 лет Традиц ашкеназская Т -Т учила детей грамоте на иврите, Пятикнижию Моисееву с переводом его на идиш, основам Талмуда с комментариями Раши и Ибн-Эзры Преподавание светских предметов, а также грамматики иврита, евр истории и др дисциплин Т -Т не практиковалось Осн методом обучения священным текстам считался хазерн, т с многократное громкое повторение вслух заучиваемого текста Община содержала на свои средства (в России - в 19 - нач 20 вв на специально взимавшиеся налоги, т и коробочные или свечные сборы) учителей и помещение Ученики Т -Т столовались, как правило, либо у раввина, либо поочередно друг у друга за счет богатых членов общины, гвиров В России и в нек-рых др р-нах Воет Европы (Галиция, Румыния, Буковина) Т -Т стала осн формой евр общинной школы, хотя значит часть детей получала нач образование в хедерах В 1898 во всех Т -Т Рос империи училось ок 20 тыс детей

Во 2-й пол 19 в в России появились первые реформированные, в т ч и женские, Т -Т, созданные по инициативе Об-ва по распространению просвещения между евреями России В них стали преподаваться также рус яз, арифметика, история, география, чистописание В нач 20 в создавались также реформированные сионистские Т -Т под эгидой об-ва "Тарбут", в к-рых преподавание евр. предметов приобрело более светский характер и велось на иврите. Одновременно возникли Т.-Т. с преподаванием на идише, с уклоном в секуляризацию образования, организованные об-вом "Куль-турлиге". Массовая эмиграция вост.-европ. евреев в страны Зап. Европы и Сев. Америку в 1881-1925 обусловила развитие там Т.-Т. Во 2-й пол. 20 в. Т.-Т. в этих странах в большинстве своём прекратили свою деятельность или были преобразованы в евр. школы совр. типа. В странах Вост. Европы (Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Литва, Латвия и др.) Т.-Т. действовали вплоть до гибели массы евр. населения стран Зап. Европы в годы нацистского геноцида.

В Сов. России после запрещения в 1919 организованного религ. образования детей нек-рое время продолжали нелегально функционировать подпольные Т.-Т. и хедеры, гл. обр. среди груз, евреев. Сторонники хасидского направления Хабад во время Вел. Отеч. войны пытались организовать в Ср. Азии нелегальные Т.-Т., к-рые в результате послевоен. репрессий были подавлены. В совр. мире Т.-Т. традиц. типа фактически исчезли. Небольшая часть традиц. Т.-Т. сохраняется среди маленьких вост. евр. общин (Йемен, Марокко, Иран) или в ортодоксальных кругах Израиля и США.

М. А. Членов.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета