| |
Брецинка
Брецинка (Brezinka) Вольфганг (р. 9.6.1928, Берлин), нем. педагог (ФРГ), д-р философии (1951). Изучал педагогику и психологию в ун-тах Зальцбурга и Инсбрука. Преподавал в ун-тах Инсбрука (1954-58 и 1960-67), Вюрцбурга (проф. с 1958), вёл исследовательскую работу в США. Проф. ун-та в Констанце (Баден-Вюртемберг, с 1967). Пед. взгляды отмечены влиянием неопозитивизма, критич. рационализма. В трудах 60- 70-х гг. выдвинул тезис о несостоятельности совр. педагогики Запада как практич. теории воспитания. Пути обновления пед. наук видит в укреплении основ христ. нравственности как жизненной опоры человека, учитывающей и реалии совр. жизни. При разработке теории воспитания решающее значение придаёт исследованию условий, обеспечивающих достижение воспитат. целей, а также взаимосвязи этих условий. По Б., семья - мировоззренч. ячейка плюралистич. общества. Задача образоват. политики гос-ва - через школу дополнить и укрепить заложенные в детях семьёй нравств. нормы и элементы разл. субкультур. Вместе с тем Б. не отрицает возможности объединяющего общество социального идеала. Гл. цель воспитания - "жизнеспособность" как интегральное качество личности. В это понятие он включает доверие к миру, осознание смысла жизни, волю, жизнерадостность, готовность к самосохранению через самодисциплину и напряжение индивидуальных сил, выработку умений и навыков овладения совр. культурой и техникой. Особое внимание уделяет педагогической этике и профессиональному мастерству.
Соч.: Erziehung als Lebenshilfe. Eine Einfuhrung in die padagogische Situation, W., 196l2; Von der Padagogik zur Erziehungswissenschaft. Eine Einfuhrung in die Metatheorie der Erziehung, Weinheim - [u. a.], 1971; Grundbegriffe der Erziehungswissenschaft, Munch.-Basel. [19752]; Erziehung in einer wertunsicheren Gesellschaft. Beitrage zur praktischen Padagogik, Munch. - Basel, 19862; Erziehung - Kunst des Moglichen. Beitrage zur praktischen Padagogik, Munch. - Basel, 19883. T. Ф. Яркина.
|