Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Буслаев

Буслаев Фёдор Иванович [13(25).4. 1818, г. Керенск Пензенской губ., ныне с. Вадинск Пензенской обл., - 31.7(12.8). 1897, пос. Люблино, ныне в черте Москвы], филолог, историк иск-ва, основатель науч. методики преподавания рус. яз. и словесности, акад. Петерб. АН (1860), д-р рус. словесности (1867), д-р теории и истории иск- в (1888). По окончании словесного отделения филос. ф-та Моск. ун-та преподавал рус. яз. в моек, гимназиях (1838-47) и частных домах. В 1860 прочёл курс истории рус. словесности наследнику престола Николаю Александровичу (сыну Александра II). С 1846 в Моск. ун-те: первый приват-доцент, проф. (1847); в 1861-81 возглавлял кафедру рус. словесности.

Пед. опыт привёл Б. к мысли о необходимости вывести шк. курс рус. яз. "из рамок систематич. теории и дать ему практич. применение". В кн. "О преподавании отеч. языка" (т. 1-2, 1844, 19412) изложил гл. принципы практич. метода преподавания рус. яз. и словесности. На основе изучения зап.-европ. пед. лит-ры (в т. ч. соч. Ф. А. Дистервега), критич. анализа современной ему отеч. метод, системы и передового опыта шк. учителей (звуковой метод обучения грамоте и др.) утверждал принципы единства теории и практики в преподавании, сознательного усвоения материала, учёта возрастных и психол. особенностей детей. В центр своей метод, системы Б. поставил вос-питат. задачи: развитие нравств. сил и интеллектуальных способностей учащихся, приобщение их к серьёзной систематич. работе. В соединении обучения и воспитания видел гл. отличие методики уч. предмета от методологии науки. Идея воспитывающего обучения определила в системе Б. взаимосвязь курсов рус. яз. и словесности, поэтапное усвоение материала от практич. наблюдений до теоретич. обобщения, строго науч. подход к фактам и явлениям речевой гвистич. и методологич. наследство Ф. И. Буслаева, практики. Чтение, грамматика, правописание, по Б., должны преподаваться в комплексе, а в ходе этого процесса - анализироваться лексика, вводиться сведения по стилистике, этимологии, культуре речи, деловому письму. На заключительном этапе предусматривалось изучение законов функционирования и развития языка, обеспечивающее сознательное употребление грамматич. форм и орфографич. правил. Отводил гл. место в курсе рус. яз. лингвистич. методу, предполагавшему изучение языка на основе лит-ры. В шк. программе по словесности центр, место отводил чтению лучших образцов отеч. и заруб, лит-ры разл. периодов. Теория словесности в системе Б. являлась результатом чтения, итогом филол. наблюдений над лит. текстами.

Выпустил уч. пособия "Ист. хрестоматия церковнославянского и др.-рус. языка" (1861) и "Рус. хрестоматия" (1870), где были представлены отрывки из лит. памятников с ист. и лингвистич. комментариями. Принцип взаимосвязанного изучения истории и теории лит-ры в процессе знакомства с конкретными произв. лёг в основу составленных под руководством Б. шк. программ по рус. яз. и словесности (1864, 1886 - для жен. средних уч. заведений).

Метод, система Б. была высоко оценена современниками (в т. ч. Н. А. Добролюбовым), но в 40-50-х гг. 19 в. не получила распространения в связи с критикой её в офиц. прессе (Н. И. Греч, Ф. В. Булгарин, О. И. Сенковский). В 1860-х гг. идеи Б. (принципы практич. обучения, методика преподавания грамматики, объяснит, чтение и пр.) использовались в хрестоматиях, уч. и метод, пособиях К. Д. Ушинского, В. И. Во-довозова, В. Я. Стоюнина, В. П. Острогорского и впоследствии развивались в шк. практике.

В кн. "Опыт ист. грамматики рус. языка" (1858, с 1863 - "Ист. грамматика рус. языка", новое изд. 1959) развивал идею сравнит.-ист. изучения языка, на основе к-рого впервые провёл чёткую границу между морфологией и синтаксисом, разработал синтаксич. систему, выдержанную в духе логико-грамматич. направления. Используемая в практике преподавания классификация второстепенных членов предложения, типов придаточных предложений, видов сочинит, отношений восходит к учению Б.

Б. занимался также изучением нар. словесности, истории др.-рус. и зап.-европ. иск-ва. Автор работ по рус. лит-ре 19 в., творчеству H. M. Карамзина, И. А. Крылова.

Соч.: Краткое руководство к первонач. преподаванию рус. языка, М., 1867; Мои досуги, ч. 1-2, М., 1886; О лит-ре, М., 1990.

Лит.: Четыре речи о Ф. И. Буслаеве, СПБ, 1898; Булаховский Л. А., Линряш, 1937, №5; Pоткович Я. А., Вопросы преподавания лит-ры, М., 1959; Базилевич Л. И., Ф. И. Буслаев, "Рус. речь", 1968, № 6; Смирнов С. В., Ф. И. Буслаев (1818-1897), М., 1978; Ч у р-маева Н. В., Ф. И. Буслаев, М., 1984. Н. Г. Бронникова.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета