ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
БэнБэн (Bain) Александер (11.6.1818, Абердин, - 18.9.1903, там же), англ, психолог и педагог. Проф. (1860-80), затем ректор (1881-87) Абердинского ун-та. Друг и сотрудник Дж. С. Милля. С 1876 издатель журн. "Mind" ("Разум") - ведущего философского журнала Великобритании. Осн. работы Б. стали первыми руководствами совр. типа по психологии. Представитель эмпирич. ассоциативной психологии, Б. придавал большое значение моторике в осуществлении психич. функций. Разрабатывал проблемы психо-физич. параллелизма, физиол. психологии, ассоциаций (стремился обосновать т. н. законы смежности и сходства, а также пути образования сложных ассоциаций), воли. В "Логике" (1870) предвосхитил последующее развитие психол. эксперимента и его методологии. Пед. концепция Б. изложена в кн. "Воспитание как предмет науки" (1879, рус. пер. 1881). Обучение понимал как единый процесс умственного и нравств. развития. Основой обучения считал развитие памяти учащихся. Настаивал на том, чтобы уч. предметы, составляющие содержание образования, представляли собой продуманную систему. В осн. курс обучения включал математику, физику, естеств. историю, лит-ру как дисциплины, развивающие ум, память, дающие руководство к самостоят, приобретению знаний. Физич. и трудовое воспитание, а также все формы спец. и проф. образования из системы общего образования исключал. Создал серию учебников по астрономии, метеорологии, англ, грамматике. Главное в воспитании, по Б., - иск-во педагога, к-рый должен опираться на закономерности физиологии и психологии и учитывать специфику учебных предметов. Соч.: Mental and moral science. A com-pendium of psychology and ethics, L., 1868; в рус. пер. - Об изучении характера, СПБ 1866; Психофизиол. этюды, СПБ, 1869. Душа и тело, К. - Харьков, 1900; Психология, т. 1-2, М.. 1902-06. М. С. Роговин, С. Л. Савина.
|