Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Белл-Ланкастерская система

Белл-Ланкастерская система взаимного обучения, система организации и методов обучения в нач. школе, при к-рой старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учащимися. Возникла в связи с появлением необходимости массового обучения грамоте. Была предложена независимо друг от друга англ, педагогами Э. Беллом и Дж. Ланкастером. Первоначально применялась в Индии (1791, Белл), затем в Великобритании (1801, Ланкастер). В нач. 19 в. получила широкое распространение в ряде стран (Франция, Россия, США, Дания и др.) как быстрый и дешёвый способ обучения грамоте. К сер. 19 в. утратила популярность. В школах взаимного обучения учили чтению, письму и счёту. Методика обучения была крайне стандартизованной; её основой было механич. заучивание материала. Шк. оборудование состояло из столов, рассчитанных на 10 уч-ся, и дидактич. таблиц, развешанных по стенам большого зала, вмещавшего 100- 500 учеников. Мл. ученики писали на песке, старшие - на аспидных досках. Учебников не было. Каждый монитор ежедневно получал метод, инструкции от учителя. Переход от письменных занятий за столом к устным у настенных таблиц строго регламентировался педагогом. Темп занятий и дисциплина поддерживались детально разработанной системой поощрений и наказаний. В результате ученики быстрее, чем в обычной школе, овладевали навыками письма и счёта, но знания были схематичными и недостаточными для последующего образования. Попытки Ланкастера применить метод взаимного обучения в ср. школе потерпели неудачу. Против Б.-Л. с. выступали сторонники развивающего обучения.

В России Б.-Л. с. привлекала внимание пр-ва как дешёвый способ устройства нач. уч-щ. В 1813 для ознакомления с Б.-Л. с. в Англию был командирован дер Гамель (в 1820 издал "Описание способа взаимного обучения по системам Белла, Ланкастера и др...", 18532). В 1816 в Лондон с той же целью были направлены студенты Гл. пед. ин-та - Ф. И. Буссе, А. Г. Ободоеский, К. Ф. Свенске и M. M. Тимаев.

К 1815-17 относятся первые попытки организации школ по Б.-Л. с. - в оккупационном корпусе русской армии во Франции (один из организаторов - будущий декабрист М. Ф. Орлов). В 1817-19 школы взаимного обучения стихийно возникли в нек-рых воинских частях и в имениях либерально настроенных помещиков. Одной из первых была открыта школа для крестьян в имении графа Н. П. Румянцева в Гомеле, в 1817 пригласившего англ, педагога, знатока Б.-Л. с., Я. И. Герда (1799/1800-1875). В авг. 1818 членами "Союза благоден-ствия" Ф. Н. Глинкой, Ф. П. Толстым, В. К. Кюхельбекером и др. организовано "Вольное об-во учреждения уч-щ по методе взаимного обучения" (устав утверждён 14 янв. 1819). В 1819 об-во открыло Петерб. уч-ще взаимного обучения и участвовало в организации подобных уч-щ в др. городах (наиб, известны школы Орлова в Киеве и В. Ф. Раевского в Кишинёве). Декабристы, члены об-ва, использовали при обучения рукописные таблицы с текстами антикрепостнич. содержания, вызывая недовольство властей. В противовес "Вольному об-ву..." была создана правительств, система ланкастерских уч-щ. В 1820 в МНП при Гл. правлении уч-щ образован К т для устройства и наблюдения за уч-щами взаимного обучения во главе с М. Л. Магницким, Д. П. Руничем и И. И. Мартыновым. В приходских уч-шах (не менее 100 уч-ся) и шкалах воен. ведомства (полковых и кантонистских), находившихся в ведении к-та, преподавание велось по офиц. таблицам Департамента нар. просвещения. Педагогов в 1819-22 готовил Учительский ин-т взаимного обучения при Петерб. ун-те.

Подозрения властей в антиправительственном направлении школ взаимного обучения, а также недостаток средств на их содержание явились причиной упадка Б.-Л. с. в России. В нояб. 1825 прекратило деятельность "Вольное об-во...", в 1831 закрыт министерский к-т. Немногие ланкастерские школы просуществовали до 1860-х гг. В 1840-50-х гг. к Б.-Л. с. обратились ссыльные декабристы, создававшие свои школы в Сибири. Наиболее известны мужские и женские училища И. Д. Якушкина в Ялуторовске, в которых успешно сочетались классно-урочная система и взаимное обучение.

Лит.: С а л и м о в а К. И., Из истории школы и пед. мысли в Англии в период пром. революции (1760-1830), ИАПН РСФСР, 1959, в. 105; Томашевская Н., Ланкастерские школы в России, "Рус. школа", 1913, № 3; Дружинин H. M., Декабрист И. Д. Якушкин и его ланкастерская школа, УЗ МГПИ, 1941, т. 2, в. 1.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета