Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Учебная деятельность

Учебная деятельность, один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретич. знаний в процессе решения уч. задач. Систе-матич. осуществление У. д. способствует интенсивному развитию у её субъектов теоретич. сознания и мышления, осн. компонентами к-рого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия.

У. д. нельзя отождествлять с теми процессами учения и усвоения, к-рые включены в любые другие виды деятельности (игровую, трудовую и др.). Усвоение является существенной характеристикой У. д., но, тем не менее, это разл. явления. Согласно С. Л. Рубинштейну, "существуют... два вида деятельности, в результате к-рых человек овладевает новыми знаниями и умениями. Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели. Учение в последнем случае - не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат деятельности, в к-рую он включён" ("Основы общей психологии", M., 19893, т. 2, с. 76). Т. е, усвоение - это процесс, осуществляющийся в любой деятельности. У. д. - особая деятельность учащегося, к-рая сознательно направлена на усвоение знаний.

У. д. выполняет двоякую социальную функцию. Будучи формой активности индивида, она является условием и средством его психич. развития, обеспечивая ему усвоение теоретич. знаний и тем самым развитие у него спепифич. способностей, к-рые в этих знаниях кристаллизованы. Как форма социально нормируемого сотрудничества ребёнка со взрослым У. д. является одним из основных средств включения подрастающих поколений в систему общественных отношений.

Как и игра, У. д. -производный, исторически выделившийся из труда вид деятельности. Её выделение обусловлено появлением теоретич. знания, содержание к-рого лишь частично проявляется в отд. практич. действиях и к-рое, следовательно, не может быть полноценно усвоено в процессе овладения этими действиями. Развитие человеческого знания (от эмпирич. уровня к теоретическому) вызывает развитие, перестройку У. д. Конкретные особенности этого процесса определяются социально-экон. условиями жизни общества, его потребностями в передаче подрастающим поколениям знаний теоретич. уровня.

В кон. 50-х гг. Д. Б. Эльконин выдвинул общую гипотезу о строении У. д., о её значении в психич. развитии ребёнка. Особенность У. д. состоит в том, что её результатом является изменение самого учащегося, а содержание У. д. заключается в овладении обобщёнными способами действий в сфере науч. понятий. Дальнейшее развитие эта теория получила в результате многолетних экспе-рим. исследований, выполненных под руководством Эльконина и В. В. Давыдова. В этих исследованиях было доказано, что возможности мл. школьников в усвоении науч.-теоретич. знаний недооценивались, что им вполне доступны такие знания. Поэтому осн. содержанием обучения должны стать научные, а не эмпирич. знания; обучение должно быть направлено на формирование у учащихся теоретич. мышления.

В структуре У. д. выделяются потребность, задача, мотивы, действия и операции.

Потребностью У. д. является стремление учащихся к усвоению теоретич. знаний той или иной предметной области. Специфика уч. задачи состоит в том, что при её решении учащиеся посредством уч. действий открывают и овладевают общим способом (принципом) решения целого класса однородных частных задач. Поставить перед учащимися уч. задачу - значит ввести их в проблемную ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ её решения во всех возможных частных и конкретных условиях. В мотивах уч. действий конкретизируется потребность У. д., когда стремление учащихся к усвоению теоретических знаний направлено на овладение определённым общим способом решения некоторого класса частных задач по той или иной учебной дисциплине.

В состав уч. действий входят: принятие учащимися или самостоят, постановка ими уч. задачи; преобразование условий уч. задачи с целью обнаружения нек-рого общего отношения изучаемого предмета; моделирование выделенного отношения; преобразование модели этого отношения для изучения его свойств "в чистом виде"; построение системы частных задач, решаемых общим способом; контроль за выполнением предыдущих действий; оценка усвоения общего способа как результата решения уч. задачи. Уч. операции, входящие в состав действия, соответствуют конкретным условиям решения отд. предметных задач.

Исходная форма У. д. - её коллективно-распределённое осуществление учащимися под общим руководством учителя. Совместное решение уч. задач, проводимое в форме диалогов и дискуссий, предполагает сопоставление и кри-тич. оценку различных, но изначально равноправных подходов к задачам. Каждый участник дискуссии в процессе интенсивного межличностного общения имеет возможность преодолеть односторонность своего подхода, ограниченность своего понимания ситуации и вместе с тем выступить соавтором поиска и формулирования решения. Совместное решение уч. задач учащимися с привлечением к этому процессу учителя является одной из форм обнаружения ими зоны своего ближайшего развития, что пробуждает у учащихся "ряд внутренних процессов развития" (Л. С. Выготский).

Развёртывание содержания теоретич. знаний в процессе осуществления У. д. происходит согласно способу восхождения мысли учащихся от абстрактного к конкретному. В соответствии с этим разрабатываются-' уч.-методич. пособия, работа с к-^ыми должна удовлетворять след. осн. требованиям.

Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из единой основы.

Знания, составляющие данный уч. предмет или его осн. разделы, усваиваются учащимися в процессе анализа условий их происхождения.

При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь прежде всего обнаруживать в уч. материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний.

Эту связь учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать её свойства "в чистом виде".

Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходную, всеобщую связь изучаемого объекта в системе частных знаний о нём, удерживаемых вместе с тем в таком единстве, которое обеспечивает мысленные переходы от частного к всеобщему и обратно.

Т. о., усвоение теоретич. знаний в форме У. д. происходит при движении мысли учащихся по принципу "от общего - к частному", в то время как усвоение эмпирических знаний при иллюстративно-объяснительном методе обучения происходит при движении мысли "от частного - к общему". Но общее в этих случаях истолковывается по-разному. В первом случае оно является генетически исходным, существенным отношением изучаемого материала (содержательно общее). Во втором случае оно является одинаковым, сходным, повторяющимся признаком нек-рой группы предметов (формально общее).

Формирование и развитие У. д. проходит неск. этапов, каждому из к-рых соответствуют определённые ступени образования. При переходе с этапа на этап видоизменяются её осн. характеристики (конкретное содержание, формы организации взаимодействия между её участниками, особенности их общения, характер психол. новообразований).

На первом этапе, соответствующем начальному образованию, возникают и формируются осн. компоненты структуры У. д. (у дошкольников имеются только их предпосылки). В мл. школьном возрасте У. д. является главной и ведущей среди др. видов деятельности. Систематическое осуществление младшими школьниками У. д. способствует возникновению и развитию у них основных психологических новообразований данного возраста.

Уже в 1-м классе в содержание У. д. необходимо вводить элементарные теоретич. знания - понятия числа и слова, отсутствовавшие в опыте дошкольной жизни детей, а также понятие композиции, важное для последующего овладения детьми основами изобразит, искусства. Усвоение этих и других понятий в процессе коллективного решения уч. задач способствует вхождению детей в систему уч. действий, позволяет им осваивать способы и нормы участия в спорах и дискуссиях, проявлять инициативность в приглашении к уч. диалогу сверстников и учителя. На протяжении всего нач. образования в условиях полноценной и развёрнутой У. д. она остаётся коллективно распределённой, но при этом у большинства мл. школьников складываются умения по собственной инициативе ставить разл. содержательные вопросы сверстникам и учителям, умения не только участвовать в дискуссиях, но и быть их инициаторами и даже организаторами. У детей появляются устойчивые и обобщённые уч.-познавательные мотивы (осн. показателем этого является ориентация детей не на результат решения задачи, а на общий способ его получения), что свидетельствует о формировании самой потребности в У. д. К концу нач. обучения у детей появляется способность сознательно контролировать свои уч. действия и критически оценивать их результаты.

На втором этапе формирования У. д. (6-9-е классы) усложняется её содержание - предметом усвоения становятся целостные системы теоретич. понятий, излагаемые абстрактным языком с применением графиков, таблиц, моделей. Наличие достаточно высокого уровня теоретич. мышления, достигнутого подростками ещё в мл. классах, способствует усвоению ими сложного материала. В выполнении У. д. происходят значит, изменения. В 5-7-х классах учащиеся ещё коллективно решают уч. задачи и вместе с тем осваивают разл. знаковые модели фиксации их условий и ориентации в них, чтобы впоследствии использовать эти модели самостоятельно, для индивидуального решения задач. В 8-9-х классах учащиеся постепенно приступают к самостоят, постановке уч. задач и к самостоят, оценке их решения. Каждый ученик становится индивидуальным субъектом учения. Его У. д. приобретает форму внутреннего диалога с авторами уч. материала, а обсуждение результатов в классе становится такой дискуссией, когда каждый её участник может внести коррективы в предложенное понимание уч. задачи и в способы её решения.

В процессе интериоризации У. д. у подростков при усвоении ими теоретич. материала отрабатываются и шлифуются все уч. действия (особое значение при этом имеют контроль и оценка, переходящие в самоконтроль и самооценку) и развиваются все функционирующие в них содержательные мыслительные действия, среди к-рых особую роль приобретает рефлексия. Т. о., в подростковом возрасте продолжается процесс развития теоретич. мышления, начало к-рому было положено в нач. классах. В этом возрасте У. д. теряет свой ведущий характер; гл. роль в психич. развитии подростков приобретает общественно значимая деятельность во всех видах (художественная, спортивная, трудовая и вместе с ними У. д.). Но в сфере умственного развития в подростковом возрасте решающее значение принадлежит именно У. д.

В старшем школьном возрасте ведущей вновь становится У. д., но с проф. уклоном, позволяющим старшеклассникам осуществлять проф. ориентацию и намечать свой жизненный путь. В студенческие годы У. д. приобретает собственно исследовательский характер и может быть названа уч.-познавательной деятельностью.

При любом способе обучения у нек-рых учащихся может стихийно сформироваться целенаправленная У. д. Однако наивысш. уровня развития она достигает при планомерном формировании, построенном на принципах теории У. д.

Лит. Эльконин Д. Б., Психол. вопросы формирования уч. деятельности в мл. шк. возрасте, в кн.: Вопросы психологии обучения и воспитания, под ред. Г. С. Костюка, П. Р. Чаматы, К., 1961; И т с л с о и Л. Б., Уч. деятельность Ее источники, структура и условия, в его кн.: Лекции по совр. проблемам психологии обучения, Владимир, 1972; Т а-лызина Н. Ф., Управление процессом усвоения знаний, М., 1975; Маркова А. К, Абрамова Г С., Уч. деятельность как предмет психол иссл., в кн.: Проблема деятельности в сов психологии, ч. 1, М., 1977, Репкин В. В., Формирование уч. деятельности как психол. проблема, "Вестник Харьковского ун-та", 1977, № 155; Д а в ы-довВ В., Маркова А К., Концепция уч. деятельности школьников, ВП, 1981, № 6; Кабанова-Меллер Е. Н., Уч деятельность и развивающее обучение, М, 1981; Формирование уч. деятельности школьников, под ред В В. Давыдова, М., 1982, Ильясов И. И, Структура процесса учения, М., 1986; Машбиц Е И., Психол. основы управления уч. деятельностью, К., 1987; Г а б а и Т В., Уч. деятельность и ее средства, [М.], 1988; Давыдов В. В., Психол. теория уч. деятельности и методов нач обучения, основанных на содержат, обобщении, Томск, 1992. В. В Давыдов.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета