Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Удмуртия

Удмуртия, Удмуртская Республика, входит в Российскую Федерацию. Пл. 42 тыс. км2. Нас. 1609 тыс. чел. (1989, перепись); в т. ч. удмурты - 30,9%, русские - 58,9%. Столица - Ижевск.

В 1994 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 856 чел. с высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 - 693 чел.). В отраслях экономики было занято 456 тыс. специалистов, в т. ч. св. 100 тыс. с высшим и св. 350 тыс. со ср. спец. образованием.

В 16-17 вв. появились рус. монастырские школы. С 1721 создавались новокрещенские школы (в 1754-73 их окончило всего 100 удмуртов). После издания (1775) первой "вотяцкой грамматики" митрополита Казанского и Свияжского Вениамина (В. Г. Пуцек-Григоровича) оформился вариант удм. письменности, с помощью к-рой выпускалась ре лиг. и уч. лит-ра. Обучение осуществлялось на рус. яз. Первое малое нар. уч-ще организовано в 1790 учителем А. И. Вештомовым в Сарапуле. Первые уездные уч-ща, куда принимались удм. дети, открылись в Елабуге (1809) и Сарапуле (1817). С 1831 при Вятской духовной семинарии работали классы для крещёных вотяков.

Во 2-й пол. 19 в. шк. сеть росла за счёт земских и министерских уч-щ. Значит, активность проявляли православные миссионерские братства; в удм. селениях появились нач. школы (св. 30 - в 80-х гг.), использовавшие систему Н. И. Ил-минского; в них на занятиях допускалось применение родного языка как вспомогательного. К. А. Андреев открыл центр, удм. школу (с 1880) в с. Старый Карлы-ган. В большинстве сел. нач. школ преподавание велось на рус. языке. Среди частных уч. заведений насчитывалось св. 10 мектебов, содержавшихся мусульм. духовенством. Имелись проф. нач. уч. заведения - горнозаводские уч-ща в Ижевске, Воткинске и др., Парзинская и Асановская нач. с.-х. школы. Для удм. детей выделялись места в гимназии в Вятке (с 1811); во 2-й пол. 19 в. гимназии и прогимназии стали открываться на терр.У.

В кон. 19 - нач. 20 вв. развернулась деятельность удм. просветителей: Г. Е. Верещагина - автора первой удм. грамматики и др. учебников; И. В. Яковлева - составителя мн. учебников по рус. яз. для удмуртов; И. С. Михеева, Б. Гаври-лова и др. В 1914 имелось 883 нач. школы разл. типов (58,6 тыс. учащихся), 9 гимназий и прогимназий, 2 реальных уч-ща, 1 епархиальное (всего ок. 5 тыс. учащихся), 3 ср. спец. уч. заведения (св. 300 учащихся). По переписи 1897, грамотность среди удмуртов составляла 10,3%, в т. ч. среди женщин ок. 0,04%; среди русских - соответственно 15% и 3%. Только 4% удм. детей было охвачено обучением.

После установления сов. власти началась перестройка нар. образования. С 1918 началась работа по ликвидации неграмотности (открылось 6 ликпунктов; в 1920/21 уч. г. их было св. 600), с 1920 по 1939 ликвидирована неграмотность у 400 тыс. чел., св. 167 тыс. чел. окончило школы для малограмотных.

В Вотской авт. области (с 1920) началось обучение в 176 школах с преподаванием на удм. яз. Состоялись всерос. совещания учителей-удмуртов (1919, 1921). В нач. 20-х гг. насчитывалось св. 800 школ, в т. ч. 30 школ II ступени, 6 школ для взрослых (всего 59 тыс. учащихся, 1950 учителей, в т. ч. 450 удмуртов). В 1920 открылась первая школа ФЗУ на Ижевском заводе, в 1923 - первая ШКМ (Лкжская), в 1925 - первая ФЗС (Ижевская). Началось развитие системы дошк. воспитания (с 1918; в 30-х гг. насчитывалось ок. 40 дошкольных учреждений). В 20-х гг. нормализована удмуртская письменность.

В 1930/31 уч. г. введено всеобщее нач. обучение: работало 1302 школы, в т. ч. 125 семилетних, 2 средние, 35 ШКМ и 20 ФЗС (всего св. 134 тыс. учащихся). Быв. низшие с.-х. школы реорганизованы в с.-х. техникумы. Созданные ещё в 1918- 1919 учительские семинарии в Ижевске, с. Новый Мултан и др. реорганизованы в пед. техникумы. Действовал Глазовский ИНО (в 1930-38 - пед. техникум). На его базе создан учительский ин-т (1939), преобразованный в 1952 в пед. ин-т. В становление удм. сов. школы внесли значит, вклад Кузебай Герд (К. П. Чайников), организатор первых дет. домов, один из создателей удм. дет. лит-ры, автор мн. уч. книг для чтения; а также Б. П. Есипов. Активное участие в разработке стабильных сов. учебников приняли методист Г. Ф. Федотов, учёные С. П. Жуйков, В. И. Алатырев, А. А. Поздеева и др. В 30-х гг. основаны первые вузы: Удм. пед. ин-т в Ижевске (1931), медицинский ин-т (1933). В 1940/41 уч. г. в 1247 школах было 223,6 тыс. учащихся.

В 1958 осуществлено всеобщее 7-летнее обучение: работало 1446 школ, в т. ч. 978 начальных, 300 семилетних, 168 средних (всего 229,5 тыс. учащихся). В 84 ШСМ и ШРМ училось 16,7 тыс. чел. В школах было занято 11,2 тыс. учителей. В 1962 введён 8-летний всеобуч. В 1963/64 уч. г. насчитывалось 1386 школ (277,1 тыс. учащихся; св. 14 тыс. учителей). В 70-80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодёжи. В 1972 на базе пед. ин-та в Ижевске осн. Удм. ун-т.

Со 2-й пол. 80-х гг. началось обновление содержания общего образования, расширены возможности изучения удм. языка и лит-ры (в т. ч. в ср. школе), а также нац. истории и культурных традиций. В создании новых программ и учебников по разделам курсов, относимых к региональному компоненту, принимают участие специалисты Удм. ин-та истории, языка и лит-ры Уральского отделения РАН, Удм. ун-та, Глазовского пед. ин-та, удм. филиала моек. НИИ нац. проблем образования и др. Реализуется гос. программа по сохранению и развитию удм. языка и языков народов, проживающих компактно на терр. Удм. республики (утверждена в 1994).

В 1995 насчитывалось св. 1 тыс. дошк. учреждений; в них воспитывалось св. 96 тыс. детей. Обеспеченность детей дошк. учреждениями ок. 78%. Во 2-й пол. 80-х гг. были введены программы воспитания, учитывающие культурные интересы разл. этнич. групп в населении У. Св. 300 дет. садов вели воспитат. работу на удм. яз., 13 - на татарском, 3 - на марийском.

В 1995 работало св. 860 дневных общеобразоват. школ, в т. ч. 5 гимназий и 10 лицеев (всего св. 250 тыс. учащихся). Преподавание в школах ведётся на русском, а также на удм. (св. 350 школ), тат. (св. 20), мар. (9) языках. Общее образование на удм. яз. получали св. 35 тыс. чел. В 18 вечерних школах занималось ок. 6 тыс.чел. Св. ЗООвнешк. учреждений охватывают ок. 130 тыс. чел. (61% всех учащихся). В образоват. учреждениях занято св. 20 тыс. педагогов; 94% учителей 4-11-х кл. имеют высш. образование. Среди педагогов 18 засл. учителей России и св. 150 засл. работников образования Удмуртии. Пед. образование дают

Удм. ун-т, Глазовский пед. ин-т, 7 пед., а также муз. и культ.-просвет, уч-ща. Повышение квалификации педагогов осуществляет соответствующий респ. ин-т (осн. в 1934; до 1922 ИУУ).

Проф.-тех. образование даёт св. 40 уч. заведений (18,8 тыс. учащихся), в т. ч. св. 20 ср. ПТУ (св. 11 тыс. учащихся), 6 высших проф. уч-щ (ок. 3 тыс.). Ср. спец. образование учащиеся получают в 30 уч. заведениях (св. 22 тыс. чел.). В республике 5 вузов (24,8 тыс. студентов), среди них Удм. ун-т, Ижевский техн. ун-т (до 1994 - механич. ин-т), с.-х. и мед. академии (до 1995 - ин-ты).

Лит.: Обухов А-, Нар. образование в Удм. АССР (1917-1970), Ижевск, 1972; Пономарев К. А., Чустузиан Ю. К., От неграмотности к всеобщему среднему, Ижевск, 1972; Т у к а е в И. П., Становление и развитие нац. школы в Сов. Удмуртии (1917-1930), в кн.: Развитие общего и проф. образования на Урале, Пермь, 1981; Кутавин А. Н., Развитие ср. образования в дорев. Удмуртии, в кн.: История, историография и источниковедение Удмуртии, Ижевск, 1992. И. П. Тукаев.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета