Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Учительная литература

Учительная литература, раздел др.-рус. письменности. Представлен дидактич. жанрами (11 - нач. 18 вв.): ораторская проза, поучения (гомилии), нравоучит. беседы, экзегезы (толкования текстов Священного Писания), притчи и др. Большинство произведений У. л. носит назв. "Слово", среди них выделяются особые жанровые разновидности: "слова" торжественные - панегирические, посвящённые прославлению святого, христ. праздника, ист. события; "слова" учительные, т. е. "поучения", "наказания" (наставления), адресованные как мирянам, так и монастырской братии; "слова" обличительные (инвективы), направленные против язычества и его пережитков, еретич. учений, отвергавших догмы ортодоксального вероучения, а также против разл. человеческих пороков. Помимо собственно У. л. характерную дидактич. направленность имели многие жанры др.-рус. лит-ры: исторические (повесть, сказание, обычно входившие в состав летописей) и агиографические (житийные). Летописи ставили своей целью не только сохранить для потомков известия о знаменат. событиях прошлого, но и на ист. примерах подготовить "правителей земли Русской", предостеречь их от ошибок, внушить сознание ответственности перед Богом и людьми за целостность страны и благосостояние народа. Нравств.-воспитат. идеи несла в себе житийная лит-ра, прославлявшая величие и красоту духовных подвигов мучеников веры, исповедников, святителей (церк. пастырей) и др.

Широкое распространение на Руси У. л. получила после принятия христианства (988). Воспитание человека, живущего по моральным принципам, закреплённым текстами Священного Писания, служила патристика - творения отцов церкви 4-8 вв.: Иеронима, Августина, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и др.

Извлечения из творений отцов церкви, их слов, поучений, бесед составили содержание ранних сб-ков У. л. Древнейшим, дошедшим до нас образцом её можно считать "Изборник великого князя Святослава 1073 года", переведённый с греческого на др.-слав. яз. в Болгарии при царе Симеоне (кон. 9 - нач. 10 вв.). Сб-к даёт ответы на вопросы, связанные с пониманием текстов Евангелия, Апостола, сообщает ряд ист. сведений, включает индексы книг истинных и ложных.

На слав, почве возник нравств.-дидактич. "Изборник 1076 г.", посвящённый решению вопроса: "как христианам жить". "Изборник" открывает "Слово некоего калугера (монаха) о почитании книжном", где разъясняется значение книги в нравств. воспитании и даётся ряд метод, указаний, как надлежит читать книги, чтобы постичь мудрость. "Слово некоего отца к сыну" побуждает к размышлениям о выборе правильного жизненного пути. Оно предвосхищает жанр наставлений: "Поучение" Владимира Мономаха, "Послание и наказание от отца к сыну" в "Домострое". Большое место в "Изборнике 1076 г." занимают афористич. изречения, подобранные в определённой тематич. последовательности с целью наставить читателя на "правый путь спасения", отвратить его от греха. Разъясняются обязанности человека по отношению к князю, церкви, "священническому и иноческому чину", бедным, неимущим. В качестве осн. добродетелей называются кротость, смирение, почитание старших, "покаяние, слезы и милостыня".

Популярным на Руси сб-ком У. л. был "Златоструй", включавший в свой состав "слова" и поучения Иоанна Златоуста (в т. ч. приписываемые ему), а также "слова" др. отцов церкви. Его составители считали, что чтение книги принесёт пользу душе и телу, отмывая их "златыми струями сладких речей".

В У. л. Древней Руси получили распространение произведения др.-болг. писателей Иоанна, экзарха Болгарского, Климента Охридского, Константина Пре-славского, Козьмы Пресвитера. Их сочинения также входили в состав сб-ков У. л. наряду со "словами" визант. отцов церкви и позднее произведениями, созданными др.-рус. авторами.

В 11-14 вв. на Руси формировались сб-ки т. н. уставных чтений, в к-рые входили поучения, полемич. и торжественные "слова": Прологи, Торжественники, Златоусты, "Пчела", "Измарагд", "Златая цепь", "Златая матица", "Маргарит".

Пролог и Торжественник - календарные сб-ки У. л., в них "слова" и поучения располагались по дням и месяцам солнечного, а также лунного календаря (Торжественник триодный).

Широко распространённым сб-ком был "Измарагд" (Изумруд), дошедший до нас в многочисленных списках и неск. редакциях. Примечательна 2-я редакция книги, предназначавшаяся для домашнего назидательного чтения. Наряду со "словами" отцов церкви она включает произведения др.-рус. писателей Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского. Большое внимание уделяется "почитанию книжному", даются практич. советы бережного отношения к книге. Чтение книги сравнивается с нырянием в морскую глубину с целью добычи драгоценного жемчуга - мудрости. Развиваются мысли, заложенные в известной "Похвале книжному учению", помещённой в "Повести временных лет" под 1037 годом. Отдельное "слово" в сб-ке посвящено учителю, его месту и роли в жизни человека - "Како не достоит забывати учителей своих". Последовательно и настойчиво обличаются пьянство, языческие верования, суеверия и предрассудки.

Ориг. произведения У. л. начали создаваться с 11 в., их авторами были епископ Новгородский Лука Жидята (умер в 1059), игумен Киево-Печерского монастыря Феодосии (умер в 1074). Лука разъясняет в "Поучении" символ христ. православной веры, наставляет свою паству правилам благочинного поведения в церкви, призывает людей к взаимоуважению и любви, говорит о необходимости милосердия и сострадания, кротости и смирения. Автор осуждает "бесовские игрища", шутовство, срамословие, излагает заповеди общечеловеческой морали.

Феодосии Печерский - автор 11 дидактич. произведений. Среди них выделяется "Слово о терпении и любви, и о посте". Возможно, ему принадлежит также "Слово о вере христианской и латинской", отстаивающее принципы православия. Однако Феодосии призывает киевского князя Изяслава миловать и избавлять от бед всякого человека, независимо от веры, ибо все люди "одинаковое имеют попечение от Бога". "Слова" Луки Жидяты и Феодосия Печерского обращены к слушателю, не искушённому в книжной премудрости.

К лицам, "преизлиха насытившимся премудрости книжного учения", адресовал своё "Слово о законе и благодати" митрополит Иларион (сер. 11 в.). Он наполняет своё "слово" злободневным полит, содержанием, прославляет "великого кагана" (князя) Рус. земли Владимира, свершившего подвиг приобщения Руси к благодати - христианству, равный подвигу апостолов. "Слово" Ила-риона проникнуто пафосом любви и гордости за родную землю, к-рая "знаема и слышима во всех концах мира".

Кирилл Туровский (12 в.), названный современниками "вторым Златоустом", - автор 8 дошедших до нас торжественных "слов", 2 поучений и 22 молитв. "Слова" этого писателя посвящены разъяснению смысла христ. праздников; украшенное "слово", органически сливающееся с церк. песнопением, должно было содействовать возвышенному настрою души слушателя. На Гомера, Платона и Аристотеля опирался в своих произв. Климент Смолятич (сер. 12 в.).

События 13 в., связанные с монго-ло-тат. нашествием, запечатлел в своих произведениях Серапион, епископ Владимирский (умер в 1275). Ему принадлежат 5 "Слов", к-рые стали связующим звеном киевских традиций У. л. с лит-рой Сев.-Вост. Руси.

В период подъёма нац. самосознания, вызванного победой на Куликовом поле в 1380, в У. л. постепенно набирает силу жанр публицистич. полемич. послания, расцвет к-рого падает на 2-ю пол. 15- 16 вв. Свой вклад в окончательное падение монголо-тат. ига внёс архиепископ Ростовский Вассиан Рыло, направивший своё знаменитое послание на Угру великому князю Ивану III. Вассиан побуждал своим посланием великого князя к активным действиям, "воспитывая" его примерами мужества и воинской доблести его славных предков.

В 15 в. расширился корпус переводной У. л., куда входят полный перевод фи-лос.-дидактич. творений Псевдо-Дионисия Ареопагита, "Диоптра" ("Зерцало") Филиппа Пустынника. Последнее произведение написано в форме диалога Души и Плоти. Трактат представляет собой "душезрительное зерцало", т.е. своеобразный учебник о человеке, его прошлом, настоящем и будущем.

Формирование полит, теории "Москва - третий Рим" получило выражение в публицистич. посланиях Спиридона-Саввы о мономаховом венце и старца Псковского Елеазарова монастыря Филофея Василию III (1523). Распространение ереси "жидовствующих" (кон. 15 - нач. 16 вв.) вызвало к жизни появление обличит, назидательных "слов" Иосифа Волоцкого (Санина, умер в 1515), объединённых в сб. "Просветитель".

Нил Сорский (умер в 1508) в своём "Уставе" излагал учение о "мысленном делании, необходимом монаху для борьбы и победы над страстными (злыми) помыслами".

Важную роль в развитии У. л. сыграл митрополит Даниил (умер в 1547), автор 16 "слов" ("наказаний"), посвящённых религ.-догматич., обрядовым и чисто бытовым вопросам. Ряд "слов" представляет собой конкретные яркие бытовые зарисовки нравов московской молодёжи из знатных родов.

В формы аллегорическо-филос. "слов", посланий облекает свои поучения Максим Грек.

Большую работу по собиранию "святых книг, к-рые в Рус. земле обретаются", предпринял митрополит Макарий, по инициативе к-рого в 30-40-х гг. 16 в. были созданы "Великие Четьи-Минеи", а также учительный сб. "Златоструй" (12 книг, ставших своеобразной энциклопедией церк. лит-ры 16 в.).

В нач. 17 в. остро поставил проблемы воспитания и образования молодого поколения князь Иван Хворостинин в "слове" "Нечто к родителям о воспитании чад". По мысли автора, главное - это приобретение знаний, к-рое драгоценнее всякого богатства, оставляемого родителями в наследство своим детям. Учение - источник всякой правды и благоразумия, поэтому царь должен окружать себя образованными, мудрыми советниками.

К сер. 17 в. трансформировался тра-диц. жанр поучения отца к сыну: в "Беседе отца с сыном о женской злобе" назидание сочетается с занимательными сюжетными рассказами, "беседа" приобретает характер диалога-спора.

С сер. 17 в. У. л. начала распространяться не только в рукописных сборниках, но и в печатных изданиях: в 1641-96 восемь раз издавался Пролог, выпущены "Маргарит", "Поучения Ефрема Сири-на". Печатались новые переводы творений отцов церкви. Епифаний Славинец-кий (ему принадлежит перевод трактата Эразма Роттердамского "Гражданство обычаев детских") был и создателем мн. учительных и торжественных "слов" (сохранилось 48). Как и его современник Симеон Полоцкий, Епифаний ориентируется на зап.-европ. традиции, проникавшие в Россию. Учительные слова Епифа-ния Славинецкого и Симеона Полоцкого связаны с развитием барочных идей ("жизнь есть сон", "помни о смерти"), использованием образов антич. мифологии, условностью форм, с постановкой филос. проблем.

Свои "слова" и поучения Симеон Полоцкий объединил в сб-ки "Обед душевный", включивший 109 морали-стич. "слов" (изд. в 1681), и "Вечеря душевная" (содержит 78 панегириков и 29 поучений на разные случаи; изд. в 1683). Оба сб-ка построены по календарному принципу. Цель их создания - "польза народная", общее благо. Идеалом представлен мудрый, просвещённый правитель, пекущийся о благе подданных, их защитник и покровитель. Себя писатель считает врачом общества, предлагающим читателям "горькую", "горячую" пищу для их же блага. Критерий деятельности человека - "общественная польза". Успехи гос-ва автор рассматривает в тесной связи с образованностью общества.

Барочные традиции У. л. получили развитие в творчестве учеников Симеона Полоцкого - Сильвестра Медведева, помогавшего своему учителю в работе над сб-ками, и Кариони Истомина.

Приверженцем греч., византийской, традиции, противостоявшей лат. образованности, был Евфимий Чудовский, произведения к-рого отличает простота изложения. Таково, напр., "Слово о милости" (70-е гг. 17 в.), где проповедник обратил внимание общества на положение нищих и бездомных, призвал людей к милосердию, состраданию к нуждам бедняков, действенной им помощи. Однако в то же время он обличает тунеядцев-попрошаек, праздных гуляк. Устранить бедность может только единение всего общества, "общесложение", утверждает Евфимий.

Развитию У. л. в 17 в. способствовало также издание сочинений Петра Скарги, "Меч духовный" (1666) и "Трубы словес проповедных" (1674) Лазаря Барановича, появление риторик Макария, Иоанникия Галятовского, А. X. Белобоцкого и др.

Важную роль в развитии У. л. на рубеже 17-18 вв. сыграл духовный писатель митрополит Димитрий Ростовский. Воспитанник Киево-Могилянской академии, он синтезировал в своём творчестве рус. православную культурную традицию с зап.-европ. учёностью. Частью его лит. наследия явились проповеди, в к-рых он осуждал невежество и пьянство, увещевал раскольников, прославлял просветит, деятельность Петра Великого, упрекая его в то же время за вспыльчивость и нек-рые др. личные свойства, наставлял паству на путь кротости и терпения. Гл. труд Димитрия Ростовского - "Минеи-Четьи" (1684-1705, многократно переиздавались), основу к-рых составили "Великие Четьи-Минеи" митрополита Макария, дополненные из зап.-европ. источников. С учительными целями были написаны также драмы "Рождественская" и "Успенская" (см. Школьный театр).

В нач. 18 в. У. л. приобрела новые качества гражд. полит, речи, что ярко проявилось в творчестве Феофана Про-коповича и отчасти Стефана Яворского.

Публ.: Памятники др.-рус. церк.-учительной лит-ры, под ред. А. И. Пономарева, в. I- *, СПБ, 1894-98; Молдован А. М., "Слово о законе и благодати" Илариона, К., 1984; Красноречие в Др. Руси (XI-XVII вв.) Сост., вступ. ст. Т. В. Черторицкой, М., 1987; Памятники лит-ры Др. Руси. Сост. и ред. Л. А. Дмитриев, Д. С. Лихачев, XII-XVII вв., [кн. 1-7], М., 1980-"9.

Лит.: Ж м а к и и В., Митрополит Даниил и его сочинения, М., 1881; Петухов Е., Серапион Владимирский, рус. проповедник XIII в., СПБ, 1888; Еремин И П, Лит наследие Кирилла Туровского, ТОДРЛ, 1955, т. 11; его же, Иосиф Волоцкий как писатель, в его кн.: Лит-ра Др. Руси (этюды и характеристики), М. - Л, 1966; Адpианова-Перетц В. П., Человек в учительной лит-ре Др Руси, ТОДРЛ, 1972, т. 27; Синицыиа Н. В., Максим Грек в России, М., 1977; Рус. старопечатная лит-ра (XVI - первая четв. XVIII в.), М., 1978; Симеон Полоцкий и его книгоиздат. деятельность, М., 1980; Творогов О. В., Др.-рус. четьи сборники XII-XIV вв., ТОДРЛ, 1988-93, т. 41, 44, 47; Елеонская А. С., Рус. ораторская проза в лит. процессе XVII в., М., 1990.

В. В. Кусков.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета