ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
ФлеровФлеров Всеволод Александрович [10(22).И 1860, Тверь, - 26.12.1919], педагог и деятель нар. образования, методист нач. школы. Последователь К. Д. Уштского и Н. А Корфа в разработке звукового метода обучения грамоте. После окончания Моск. духовной академии (1885) работал в Тульском духовном уч-ще, затем (1887-95) преподавал в Новоторжской учительской семинарии Неоднократно выступал в качестве руководителя летних учительских курсов (в Нижнем Новгороде, Костроме, Владимире и др.). Деятельность Ф. способствовала оживлению работы Ново-торжского земства по развитию нар. образования. В 1895-1901 инспектор нар. уч-щ в Тверской губ. и директор Новинской учительской семинарии (Ярославская губ.), где он преподавал педагогику и руководил пед. практикой и работой методистов. В 1901-06 директор уч-щ Вологодской губ. В качестве гласного Вологодской гор. думы Ф принимал участие в ее оппозиционных заявлениях, в 1905-06 был связан с нелегальной учительской орг-цией, способствовал распространению её воззваний и прокламаций. Прогрессивная деятельность Ф. явилась причиной многочисленных переводов по службе: в 1906 Ф. - директор нар. уч-щ в Нижнем Новгороде, в том же году окружной инспектор, а затем пом. попечителя уч. округа в Вильно, в 1908 - в той же должности в Киевском уч. округе. Не желая мириться с реакцией, Ф. в 1909 оставил службу, связанную с МНП, и был избран директором частных Фребе-левских курсов и представителем Фребе-левского об-ва в Киеве; руководил учительскими курсами на Украине. С 1914 Ф. жил в Москве, читал лекции в ун-те, сочетая деятельность педагога-практика с науч. и лит.-метод. работой. После 1917 работал лектором и руководителем группы лекторов-методистов на учительских курсах, вел занятия по методике обучения грамоте * и рус яз в нач школе, на к-рых проводил изменения и дополнения звукового метода Усовершенствования, введенные Ф, были настолько значительны и важны, что этот метод получил назв "флеров-ский" Он был реализован в "Новом рус букваре" (1906, 191740) Считая наиб трудным обучение детей слиянию звуков, Ф предложил упростить процесс "чтения-слияния" путем подбора ряда коротких слов, похожих по буквенному составу на уже изученные Чтение "по подобию" заставляет ученика обдумывать способ прочтения, сообразуя его с ранее прочитанным словом Дополнением к букварю служило метод руководство "Подробный план занятий по обучению грамоте с указанием приемов обучения" (1908, 191720), не утратившее своего значения и до наст времени В методике обучения письму Ф рекомендовал придерживаться трех правил (ни одного слова без живой мысли, ни одной ошибки для глаза и руки, учитель должен меньше учить, а ученик больше учиться) С о ч Как не надо учить читать и писать M, 19173, Букварь взрослых Для обучения чте нию и письму без слияния звуков, M, 19205, Новый способ обучения слиянию звуков при обучении грамоте, M, 191812, Свободная дик товка Опыт новой постановки письм работ в школе, M, 19185, Наглядные уроки письма Прописи, картинки, задачи, правила, кн 1-3, M -П, 19232 (соавт), Наглядность письма в освещении совр психологии, M, 19236, Самодиктанты и свободные диктанты, M, 19232 Лит К Д Ушинский, В II Вахтеров, В А Флеров об обучении грамоте Основы звукового метода, сост С II Редозубов, M, 1941, Чехов H В, В А Флеров, в кн Методисты сов нач школы, M, 1958
|