Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Фома Аквинский

Фома Аквинский, Фома Аквинат (Thomas Aquinas) (1225 или 1226, замок Роккасекка, близ Акуино, Юж Италия, - 73 1274, монастырь Фоссануова, Юж Италия), ср -век философ и теолог С 1244 монах-доминиканец Учился в Неаполитанском ун-те (1239- 1244), затем у нем ученого и философа Альберта Великого в Парижском (1245- 1248) и Кельнском (1248-52) ун-тах С 1257 доктор теологии Парижского ун-та Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе В 1323 причислен к лику святых католич церкви, в 1567 признан пятым "учителем церкви"

Ф А написал ок 40 книг, в основных монументальных трудах "Сумма теологии" ("Summa theologica") и "Сумма против язычников" ("Summa contra gentiles") дал систематизиров филос обобщение ср -век теологии, явившееся основой ортодоксальной схоластики Филос система Ф А канонизировала учение Аристотеля, соединив его с христ понятием Бога и отчасти учитывая рациона-листич воззрения Ибн Сины (Авиценны), Ибн Рушда (Аверроэса)

Основу филос -теологич представлений Ф А составляет положение об объективной реальности бытия и возможности познания мира человеком, способным к восприятию истины с помощью чувств и абстрактного мышления Естеств законы мироздания отражают, в представлении Ф А, высшую, универсальную истину, божеств разум, сам по себе недоступный для рационального осмысления Ф А признавал сосуществование в человеческом сознании двух типов интеллекта, пассивного, усваивающего опыт, и активного, являющегося источником познания Активный интеллект, перерабатывающий и развивающий эмпирич знание, может способствовать постижению истины, в то же время быть причиной ложных представлений вследствие несовершенства человеческой природы или неадекватного восприятия Следуя этич учению Аристотеля, Ф А утверждал, что сущность человека составляет его бессмертная душа, поэтому смысл человеческого существования заключается в ее активности, т с в мышлении и стремлении к познанию мира, приближающих к "первоначальным" принципам бытия В то же время Ф А считал, что конечный человеческий разум не способен познать трансцендентного Бога Высшее познание дается через благодатный дар, "свет через свет" Активный интеллект высвечивает сущность вещи, но нужно, чтобы освещающий свет и образ познания слились воедино Гл условие жизни человека - наличие морального закона, данного в божеств откровении и поддерживаемого верой Наделенный свободной волей человек находится в состоянии морального выбора, определяющего его духовный путь Особое значение Ф А придавал совести как акту оценки человеческих деяний в аспекте их отношения к добру и злу

В филос системе Ф А сложился новый подход к образованию и воспитанию, к-рый нашел отражение в трактате "Об учителе" ("De magistre", назван вслед за одноименным соч Св Августина) Ф А рассмотрел принципиально важный для педагогики вопрос о том, может ли человек учить и быть назван учителем, или же это, в соответствии с утвердившейся христ доктриной, божеств функция Основы знания (аксиомы, исходные понятия) присутствуют в сознании изначально Разум движется от этих общих понятий к конкретному знанию, что и составляет процесс обучения Ф А выделил две оси формы обучения "через открытие", когда человек самостоятельно познает естеств законы, и "через наставление", тес помощью посредника, открывающего путь к знанию В отличие от традиционного в патристике представления о том, что осознание истины происходит через божеств "озарение", Ф А отводил решающую роль универсальным принципам познания - логич постулатам, благодаря к-рым знание может передаваться и развиваться Вслед за Августином особое значение в распространении знания Ф А отводил языку, т к слова-знаки, по его мнению, имеют непосредств связь с содержанием понятия Учитель призван передать истину, полученную им в результате умственной деятельности и через опыт, а также помочь воспитаннику в овладении методами познания Подчеркивая ограниченность познават возможностей человека, Ф А утверждал, что стремление постигнуть вечные законы бытия и созерцание "высшего добра" (Summum bonum) беспредельны, они всегда будут гл нравств целью человеческого развития

Признание Ф А необходимости познания мира с помощью логич законов, утверждение авторитета образованного человека, учителя и его важной роли в духовном становлении личности во многом определило направление зап. -европ педагогики средневековья, содержание и принципы преподавания в формировавшихся образоват институтах (см также Логика)

Соч Opera omnia, v l-25, Parma, 1852- 1873, переизд, № V, 1948, Summe gegen die Heiden, hrsg und ubers von K Albert [u a], Bd l, Darmstadt, 1974, в рус пер -в кн Антология мировой философии, т l, M, 1969, с 823- 862

Лит Бронзов А А, Аристотель и Фома Аквинский в отношении к их учению о нравственности, СПБ, 1884, Б о p г. о III Ю, Фома Аквинский, пер с польск, M, 19752, G 11 s o n E, Le thomisme Introduction a la Philosophie de St Thomas d' Aqum, P, 19656, Thomas von Aqum, Bd l-3, Darmstadt, 1978-86 (библ} M А Михайлов.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета