Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Френе

Френе (Freinet) Селестен (15 10 1896, Гар, - 7 10 1966, Ване), франц педагог В 1913-14 учился в нормальной школе в Ницце Организатор и руководитель экс-перим нач школ в Бар-сюр-Лу (1920- 1928), Сен-Поль (1928-34), Ване (1934- 1966) В 1927 организовал "Кооператив сторонников светской школы", объединившей его последователей, в 1957 - "Междунар. федерацию сторонников новой школы". Издатель и гл. редактор журн. "L'Educateur" ("Воспитатель"), "Art enfantin" ("Дет. HCK-BO")TuC *W£?fJifc<<£, Ф разделял осн. идеи нового воспита-ния и стремился применить их в своей пед. работе, отвергая "традиционные" методы обучения и воспитания. В уч процессе большое значение Ф. придавал самостоятельности учащихся. Дети систематически составляли т. н. свободные тексты, в к-рых рассказывали о своих семьях, друзьях, о планах на будущее и т и, а потом сами печатали их. По мысли Ф., шк. типография - наиб, эффективное средство активизации учащихся, а "свободные тексты" помогают раскрыть психологию личности ребенка, его интересы и стремления. Ф. выступал против применения в нач. школе учебников, считая, что они исключают возможность индивидуализиров. обучения, навязывают школьнику непосильную для него логику взрослого, прививают слепую веру в печатное слово. Вместо учебников в школе Ф. применялись карточки, содержащие осн. уч. материал и располагавшиеся в систематизиров. картотеке. С помощью учителя каждый учащийся составлял свой индивид, недельный план-график, что, по мнению Ф., позволяло ребенку изучать программный материал в таком объеме и такими темпами, какие наиб, соответствуют его способностям и интересам. Ф. уделял много внимания экспериментам в области программированного обучения, предложил ориг. конструкцию простейшей обучающей машины. Был противником "словесного" метода нравств. воспитания, решающее значение придавал личному опыту ребенка, приобретаемому в результате соответствующей организации шк жизни. Этой цели в школе Ф. служило самоуправление учащихся - "шк. кооператив", к-рый контролировал хоз. деятельность школы, организовывал работу по самообслуживанию, а также выступал высш. дисциплинарной инстанцией.

Ф. стремился преодолеть книжно-вербальный характер обучения, возбудить активный интерес детей к шк. занятиям, установить доброжелательный характер отношений между учащимися и учителем, широко использовать разнообразные средства обучения, прививать учащимся трудовые навыки. В то же время метод Ф. нарушает принцип систематичности знаний. В 20-30-х гг. Ф. придерживался левых полит, взглядов. Выступал за светскую школу, требовал улучшить материальное положение учителей и расширить их гражд. права, пропагандировал успехи Сов. Союза в развитии просвещения (посетил СССР в 1925 в составе первой делегации заруб, учителей). После поражения Франции в 1940 Ф. подвергался репрессиям со стороны режима Виши. После смерти Ф. основанная им федерация продолжает свою деятельность, созывает ежегодные конгрессы, издает пед. лит-ру. В нач. 80-х гг. более 10 тыс. учителей нач. школ во Франции применяли методы Ф Они получили известное распространение также в школах др. стран.

С о ч Un mois avec les enfants russes, P, 1927, Pages de parents, Cannes, 1949, L'Ecole moderne francaise Guide pratique pour L'orgam-sation materielle, technique et pedagogique de l'ecole populaire, Montmonllon, [1957]5, La for-mation de l'enfance et de la jeunesse, Cannes, 1960, L'education morale et civique, Cannes, 1960, Les techmques audiovisuelle, Cannes, 1963, Bandes enseignantes et programmation, Cannes, 1964, Appel aux parents Textes rassembles et presentes par E Frenet, Cannes, 1969, Conseils aux jeunes, Cannes, 1969; La methode naturelle, t l-3, [Ver-viers, 1975]; O szkole ludowa Pisma wybrane, Wrocfaw, 1976; в рус. пер • Избр пед соч, M, 1990

Лит. Пинкевич А, Типография в школе, "Нар учитель", 1929, № 7-8, Вулфсон Б Л, Франц педагог С Френе, СП, 1970, №1, Легран Л, С Френе, "Перспективы", 1994 № 1/2, F r e l n e t E, Nais-sance d'une pedagogie populaire, Cannes, 1949, Barteloot C, Barre M, Aspects thera-peutiques de la pedagogie Fremet, Cannes, 1969, P i a t o n G., La pensee pedagogique de Celestin Fremet, [Toulouse, 1974], La pedagogie Fremet par ceux qui la pratiquent, P, 1976

Б Л Вулфсон

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета