ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
ФурьеФурье (Former) Франсуа Мари Шарль (741772, Безансон, - 10101837, Париж), франц мыслитель, утопист Род в купеч семье, окончил ср школу, затем пополнял знания путем самообразования Служил в торговых домах, в 1815 оставил службу, занимался лит деятельностью В своей социальной философии Ф подверг разносторонней критике существующий обществ строй ("цивилизацию") и разработал план грядущего идеального строя ("гармонии") - свободной трудовой ассоциации, где все отношения и деятельность людей основаны на свободном влечении ("притяжении по страсти") Ф резко критиковал систему воспитания, основанную на насилии и наказаниях, не учитывающую склонностей и интересов детей и не дающую физич и трудового воспитания Считал, что семейное воспитание не обеспечивает развития здоровых природных задатков ребенка, а, наоборот, способствует продолжению предубеждений и недостатков родителей В своей "гармонии" Ф наметил новую систему обществ воспитания, к-рое должно быть всеобщим и бесплатным, давать детям навыки индустриального труда, развивать их активность и коллективные чувства, готовить к общественной жизни План Ф предусматривал многообразную по своим формам организацию жизни подрастающего поколения от рождения и до зрелости Большая роль отводилась самодеятельным дет объединениям При этом выявилась определенная односторонность воспитат системы Ф, к-рая определялась полным подчинением уч и воспитат задач школы требо ваниям произ-ва общеобразоват знания даются лишь в связи с потребностями, возникающими в процессе работы в мастерских Не школа, а мастерские, кухня и опера, по мнению Ф, являются средствами воспитания детей Дети уже с 3- 4-летнего возраста начинают посещать мастерские, присматриваясь к работе старших, а с 5 лет выбирают себе понравившееся ремесло, выполняя маленькими инструментами посильные работы Постепенно они переходят к полному овладению ремеслом Воспитание на кухне, согласно Ф, развивает в детях интерес к природе и с х-ву Воспитание в опере содействует эстетич развитию детей, развивая их слух, голос, умение согласовывать индивидуальные усилия с деятельностью коллектива, вырабатывает ритм, к-рый очень важен в работе Большое место в своих пед высказываниях Ф уделял дет самоорганизациям - "маленьким ордам" и "маленьким бандам" В основу группировки детей по этим организациям положил склонности детей ("орды" - самоорганизации шумных, бойких, любящих копаться в грязи детей, "банды" объединяют детей тихих, любящих чистоту и красоту) Деятельность тех и других должна быть использована на общественно полезных работах в интересах коллектива Пед концепция Ф не нашла полной практич реализации, однако многие его идеи об особенностях дет развития, несмотря на недооценку им семейного воспитания и уч деятельности, явились ценным вкладом в развитие педагогической мысли С о ч в рус пер О воспитании при строе гармонии, M, 1939, Избр соч, вступ ст В II Волгина, т 1-4, M -Л, 1951-54 Лит Водовозов Н, III Фурье, M, 19233, Чувашев И В, Фурье об обществ воспитании детей, ДВ, 1940, № 10, 3 и л -берфарб И, Социальная философия III Фурье и ее место в истории социалистич мысли первой пол XIX в, M, 1964, Василькова Ю В, Фурье, M, 1978, с е ж е, Пед взгляды Фурье, M, 1986 А. Н. Джуринский.
|