Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Художественное воспитание

Художественное воспитание, формирование мировосприятия ребенка средствами иск-ва (всех его видов и жанров) Может быть стихийным и педагогически направленным В X в входит приобщение ребенка к разл проявлениям иск-ва через их восприятие и собств творческую деятельность Разл виды иск-в входят в жизнь ребенка как часть окружающей его действительности с первых лет жизни, влияют на воспитание его чувств, вкусов и отношение к самой жизни Подрастая, ребенок входит в этот мир осознаннее, учась отбирать то, что наиб близко его характеру Включенное в образоват процесс X в устанавливает связь развивающейся личности с разл сторонами худож культуры, делает возможным ее осмысление Другая сторона X в - собств художественное творчество ребенка X в делает человека наследником культуры предков, но уже на совр уровне отношений к природе, человеку, обществу X в развивает зрение, слух, пространственные, цветовые, конструктивно-композиц способности В перспективе это необходимо для любой профессии Особые качества каждого вида иск-ва (музыки, живописи, архитектуры, скульптуры и т д) определяют специфику приобщения детей разного возраста к их восприятию, а также освоению навыков практич деятельности Задача X в ребенка в уч процессе решается с помощью взрослого посредника, способного организовать и (учитывая возрастные и психол особенности) руководить контактом ребенка с миром прекрасного

Воспитат функции иск-ва осознавались еще в древности Так, уже иск-во цивилизаций Древнего Востока и античности выступало как сильнейшее средство общественного, религ, эстетич воздействия, оказывало влияние на формирование мировоззрения человека Формирование принципов и методов целенаправленного X в подрастающего поколения связано, с одной стороны, с процессами определения и осознания родовой, видовой, жанровой и социальной дифференциации иск-в, а также с утверждением места художника в обществе, с другой - с определением общих принципов популяризации худож знаний Одним из ранних опытов в этом направлении стало многотомное сочинение итал архитектора и художника 16 в Дж Вазари "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения" (1550, рус пер, т 1-4, 1956-70), увлекательный рассказ о сложных явлениях духовной культуры В 18 в в трудах Ф Шиллера было определено отличие строго науч познания от науч -художественного, суть к-рого в создании условий, благоприятствующих познанию или формированию установки на восприятие объекта познания и эстетич переживания Тогда же, в связи с появлением жанра лит популяризации науч знаний, нем философом и писателем И Г Гаманом была поставлена проблема соответствия методов изложения знаний о науке и культуре психол особенностям юных читателей Построенное на науч исследовании популярное повествование стало в 20 в самым распространенным методом массового X в (начиная с подросткового возраста) - в преподавании иск-ва в школе, в науч -популярной лит-ре, кинематографе, на телевидении, в музейной работе и др

В России попытки систематич X в уч-ся общеобразоват школ предпринимались с 20-х гг 19 в, гл обр в лицеях и гимназиях Во 2-й пол 19 в к X в учащихся стали обращаться и нач школы, использовавшие в практике уч книги К Д Ушинского и др На рубеже 19-20 вв в работу по X в включились пед об-ва, изд-ва, общедоступные музеи Значит место стало уделяться творческим занятиям с воспитанниками учреждений дошкольного воспитания В 1916 Ин-т истории иск-в в Петербурге приступил к науч разработке проблемы шк худож образования и воспитания, подготовки преподавателей истории иск-ва

В первые годы сов власти были предприняты попытки создать систему, объединяющую разл формы популяризации иск-ва при ведущем значении урока в школе Была разработана (1918-19) программа худож образования в рамках единой трудовой школы, охватывающего классные и внеклассные формы работы Программа предусматривала наглядное знакомство с памятниками изобразит иск-ва, живописи, скульптуры и архитектуры Получили распространение экскурсии в музеи, на выставки, за город, для знакомства с памятниками архитектуры и др Открывались художественные студии, кружки и школы, проводились беседы и лекции, в т ч по истории иск-ва.

Ведущую роль в теоретич разработке содержания и методики проведения экскурсий сыграл А В Бакушинский Его наблюдения совпадали с выводами, сделанными тогда же директором Музея изящных иск-в (ныне Музей изобразит иск-в им А С Пушкина) Н И Романовым Они пришли к единому мнению о воспитат эффективности систематич экскурсий, позволяющих постепенно, через контакт с подлинными произведениями мастеров приобщать учащихся к пониманию иск-ва.

Однако осуществить на практике программные замыслы всеобщего X в детей средствами иск-ва долгое время не удавалось, т к с 20-х гг школа была ориентирована гл обр на узкопрактич образование учащихся и даже предмет "Рисование" выполнял прежде всего задачу подготовки к урокам черчения Серьезная работа по изучению особенностей восприятия иск-ва юными зрителями шла в основном вне школы - в худож музеях, концертных залах и театрах (Н И Сац и др) В 70-х гг по инициативе и под руководством Союза художников и Союза композиторов лаборатории НИИ ХВ АПН приступили к созданию системы X в учащихся средствами иск-ва Известность получили программа муз образования, разработанная под руководством Д Б Кабалевского, и программа худож развития, разработанная под руководством Б M Йеменского С нач 90-х гг в практике общеобразоват школы используются рус варианты данных программ X в, разрабатываемые для отд регионов, а также специально для отд уч заведений

Центр звеном X в в школе являются уроки музыки, изобразит иск-ва, лит чтения и др, программа к-рых определяет объем и систему знаний, умений и навыков применительно к возрастным возможностям детей Следующие звенья системы дет худ самодеятельность в кружках (драматич, хореографич, хоровых, изобразит творчества), студиях, музеях и т д (выявление художественно одаренных, способных детей), а затем занятия в дет худож, муз и др школах (подготовка одаренных детей к проф школе)

Критерий пед эффективности внешк работы с детьми - формирование самостоятельности в изучении и освоении иск-ва, проявляющейся в разл формах само-деят творчества, в посещении музеев, выставок, театров, лекториев, в чтении спец лит-ры по вопросам иск-ва, знакомстве с соответствующими телепередачами и кинофильмами и их активном обсуждении при постоянном пед руководстве

Лит Задачи и методы изучения иск-в Дополнение Краткий отчет о деятельности Рос Ин-та истории иск-в за 1912-1923 гг, II, 1924, БожовичЛ И, Личность и ее формирование в дет возрасте, M, 1968, В и и n e p Б P, Статьи об иск-ве, [М, 1970], Кабалевский Д Б, Прекрасноепробуж дает доброе, M, 1973, его же, Воспитание ума и сердца, M, 1984, Бакушинский А В, Исследования и статьи, M, 1981, МеликПашаевА А, Педагогика иск-ва и творческие способности, M, 1981, Неменский Б Мудрость красоты, M, 19872, его же, Культура - искусство - образование,M, 1993

H H Фомина, Б M Неменский.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета