Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Цируль

Цируль, Циpулис, Карл Юрьевич (25 10 1857, дер Баложи Рижского уезда, ныне Латвия, - 1924, Петроград), педагог, деятель в области трудового обучения, один из основателей рус мануализ-ма По окончании прибалт учительской семинарии работал учителем истории и географии в Дундагском приходском уч-ще Курляндской губ (ныне Латвия) Окончил С -Петерб учительский ин-т (1883) и в 1884-1912 преподавал в нем ручной труд В 1915 в связи с предполагаемой реформой ср школы по проекту II H Игнатьева возглавил подкомиссию по ручному труду После Окт революции преподавал в Петрогр пед институте (ныне Рос пед ун-т) и в школе II ступени

Ознакомившись с системами ручного труда - "шведской" ("слойдом") О Саломона (для ее изучения в 1884 по предложению И А Вышнеградского и К К Сент-Илера был командирован в Швецию) и с "русской" Д К Советкина, стал активным сторонником введения ручного труда в школах и учительских семинариях Организовал ок 40 курсов для учителей в разных городах России Деятельность Ц и его единомышленников (Н В Касаткин, И К Карель, Сент-Илер, E К Соломин, H II Стол-пянский, В И Фармаковский и др) способствовала тому, что ручной труд как общеобразоват предмет вошел в уч курсы рос учительских ин-тов, семинарий, гор и сел уч-щ

Теоретически обосновал значение ручного труда как общеобразоват предмета рус нар школы, разработал его дидак-тич, общепед и метод основы, проанализировал историю ручного труда за рубежом и в России Рассматривал ручной труд как средство гармонизации умственной и физич деятельности.

Мануализм Ц был первым шагом к идее деятельностного подхода в обучении, выявления и раскрепощения творческого потенциала личности Отдавая приоритет воспитывающей, развивающей функции ручного труда, Ц видел в нем важнейшее орудие формального развития личности, способствующее пробуждению потребности в труде, выработке у учащихся общетрудовых навыков, самостоятельности, организованности, точности, прилежания, худож вкуса и т п

Создал предметно-операционную систему шк обучения ручному труду, в к-рой оси внимание уделялось постепенному усложнению трудовых задач, овладению приемами и инструментами, а в итоге - изготовлению усложняющихся практически полезных конкретных вещей Разработал 4 курса ручного труда - для младшего, среднего и старшего возраста, для сел школ, а также курс работ по металлу К важнейшим дидак-тич принципам относил опору на интерес учащихся, наглядность, развивающий характер обучения, сотрудничество учителя и учащегося и др Программа подготовки учителя ручного труда включала вопросы истории, теории и методики ручного труда в России и др странах, техники и технологии произ-ва, практич и метод подготовку Сторонники утилитарного направления критиковали Ц за приоритетное внимание к формальному, развивающему началу над материальным, предметным В целом система была одобрена и получила офиц статус в уч заведениях России, сыграв важную роль в становлении рос "трудовой школы"

Ц. принимал участие в съездах рус деятелей по техн и проф образованию (руководитель секций ручного труда на 1-з-м съездах, 1889-1904), Всерос пром выставке в Нижнем Новгороде (1898), в междунар конгрессах по ручному труду Один из инициаторов создания Рос об-ва пед ручного труда и его председатель (1909) Основал журн "Трудовое воспитание" (СПБ, 1914)

С о ч Ручной труд в общеобразоват школе, M, 1889, Ручной труд в общеобразоват школе Пед значение и польза ручного труда, его история и совр развитие и состояние, прак тич постановка и лит-ра, СПБ, 1894, Система-тич руководство по ручному труду, СПБ, 1899, Памятная записка о введении и преподавании ручного труда в С -Петерб учительском ин-те 17 X 1884-17 X 1909 (К XXV-летию введения пед ручного труда в рус школу), СПБ, 1910, Пед ручной труд как средство худож воспитания, СПБ, 1912, Примерная программа ручного труда для нач школ с 4-годичным сроком обучения, "Трудовое воспитание", 1914, № 4, О преподавании ручного труда в средних уч заведениях, высш нач училищах и торг школах, II, 1916 (соавт)

Лит Карелль И К, К Ю Цируль, M, 1908, Сент-Илер К К, О преподавании ручного труда в С -Петерб учительском ин-те и о сравнит оценке существующих систем ручного труда, СПБ, 1890, Доватор P Л, Из истории трудового воспитания и обучения в России, M, 1976, Котряхов H В, Пед ручной труд в рус школе, СП, 1985.

E Г Осовский, H И Еналеева

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета