Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Чехия

Чехия (Cechy), Республика Чехия, гос-во в Центр Европе Пл 79 тыс км2 Нас 10,4 млн чел (1992) Офиц яз -чешский Столица - Прага

Предположительно, еще до 9 в на терр Ч действовали катехизаторские уч-ща Становление шк дела связано с деятельностью Кирилла и Мефодия в Великоморавской державе, первом гос объединении слав народов на терр совр Ч и Словакии В Ч была введена литургия на старослав языке (до кон Ив), создавались и богослужебные рукописные книги С образованием Пражской епископии (973) стали создаваться соборные школы В нач 13 в Ч получила формальную независимость от Священной Рим империи, укреплялось хоз положение городов В 13-14 вв создавались монастырские, а также первые приходские школы

В 1348 Карл IV основал в Праге ун-т, вскоре превратившийся в одно из самых известных уч заведений Центр Европы В нем зародилось чеш реформат движение, ставшее народным Реформат общины Чеш братьев создали мн школы с преподаванием на родном яз, перевели Библию (изд в 1488) Кралиц-кая библия (1579-94) - образец чеш яз и лит-ры В кон ср веков действовали неск типов школ элементарные с преподаванием на родном яз. латинские (под эгидой Пражского ун-та), городские, монастырские и соборные Со 2-й пол 16 в Ч находилась под властью Габсбургов, но в нач 17 в добилась свободы вероисповедания для Чеш братьев, лютеран и др В нач 17 в в сев -моравских братских школах преподавал Я А Каменский

После поражения чеш дворянства в антигабсбургском восстании (1618-20) чеш земли оказались под абс властью Австрии Римско-католич вероисповедание осталось единств легальным Фор мально нем яз имел равные права с чешским, но фактически преобладал в сфере управления и шк практике Пражский ун-т перешел в руки иезуитов

Реформы в духе проев абсолютизма (2-я пол 18 в) способствовали развитию шк дела Прежде целиком церковная школа реорганизована в государственную Была введена Саганская система обучения с преемственными нач (тривиальными приходскими, главными и нормальными) школами Лишь в первые 2 г. обучение чехов шло на родном яз Ср образование давали гимназии, организационно подчиненные шк комиссиям земель Сохранились и сословные дворянские академии В высш школе латынь как язык преподавания заменена немецким

С 1781 установлена шк повинность для детей в возрасте 6-12 лет Пр-во поощряло организацию индустриальных школ, распространявшихся в Чехии под рук Ф Киндермана Сеть ср и высш уч заведений сокращалась Чеш язык как самостоят предмет преподавался только в Пражском ун-те

Широкий обществ отклик на Франц революцию 1789 заставил австр пр-во внести изменения в шк политику По шк кодексу 1804 (чеш изд 1822) в нач школе возобновлен надзор священников и духовных консисторий 4-й класс главных школ фактически превращен в профессиональный, что затрудняло продолжение образования В 1808 издан гимна-зич кодекс в 6-летнем курсе расширено изучение древних языков и сокращено преподавание естеств -науч предметов Установлена высокая плата за обучение С 1816 чеш яз допущен в гимназии как необязат предмет В Праге открыто (1806) чеш сословное техн уч-ще с нем яз обучения К40-мгг 19 в 5,5 тыс нар школ охватывали св 820 тыс чел (ев 95% детей соотв возраста) Уровень грамотности всего населения чеш земель составил 60% Нац характер обучения сохранялся только подвижничеством чеш учителей, по грамотности в 1-й пол 19 в чехи сближались с австр немцами

После рев событий в Европе 1848-49 власти провозгласили равноправие нем и чеш языков в нач и ср школе Гор главные школы реорганизованы в 4-классные на базе их старшей ступени образованы низшие реальные школы В звене ср образования появились 8-летние гимназии и 6-летние реальные уч-ща Расширено преподавание естеств -науч предметов и математики В Праге открыты первые чешские гимназии, реальное уч-ще, неск главных школ Чеш яз введен как обязат предмет в 5 гос и 5 като-лич гимназиях В Брно осн чеш техн уч-ще Культурно-просветит об-ва Матица чешская (осн Ф Палацким в 1831, Прага) и Матица моравская (1852, Брно) способствовали распространению нац лит-ры

В 1860 управление школами передано земельным сеймам В условиях автоно-мизации шк дела охват детей нач обучением достиг 97% По уровню грамотности в поколениях, прошедших школу в 60-х гг, чехи стали опережать австр немцев (по переписи 1890 соответственно 92,6% и 91,3%)

По австр шк закону 1869 возраст обязат обучения установлен с 6 до 14 лет Основным стал 5-летний курс, нач обучение продолжалось в 6-8 классах сел коммунальных школ (созданы вместо тривиальных) или в 3-летних городских (мещанских) училищах (вместо низших реальных школ) Продлен курс реальных уч-щ (7 лет) Программы, уч планы и учебники утверждались Мин-вом просвещения в Вене Язык обучения в конкретной школе определяли земельные шк советы Расходы по содержанию школ несли гл обр местные власти В кон 19 в появились чеш жен гимназии и лицеи В 1873 ун-ты получили автономию Во 2-й пол 19 в неск средним проф уч заведениям придан статус высших, началось обособление чеш и нем вузов из ранее двуязычных В 1882 разделен Пражский ун-т, в 1889 создана чеш Высшая техн школа в Брно В 1910 в чеш землях насчитывалось 8,7 тыс коммунальных школ, св 870 гор уч-щ (всего св 1,7 млн уч-ся) Из-за нехватки учителей св 220 тыс чел учились по сокращенным программам Грамотность населения составляла св 96%

В Чехосл республике (созд в окт 1918) наиб важными организац -пед задачами для чеш земель (с 3/4 населения нового гос-ва) были перестройка нац структуры шк сети, развитие проф и высшего образования, в т ч педагогического В 1919 в соответствии со спец законом в районах, где чехи составляли меньшинство среди нем и др населения, организовано св 450 чеш коммунальных школ, НО гор уч-щ, находившихся в ведении гос-ва Управление сетью нач школ осуществлялось на 4 уровнях гос (Мин-во школ и нар просвещения), земельном, районном и муниципальном Малый шк закон 1922 установил длительность обязат обучения в 8 лет Шк плата не отменялась В гос систему помимо школ и вузов включены мате ринские школы (дет сады, существовали в Ч с 30 х гг 19 в) Сохранялись мещанские, частные и церк школы Основой системы образования осталась коммунальная школа с традиц предметами (чтение, письмо, родной яз, арифметика, естествознание с началами физики и химии, история, география, пение, физкультура) и новыми (гражд воспитание и ручной труд) Закон Божий оставался обязательным, если родители учащегося не заявляли письменно об отказе от уроков по этому предмету После 5 класса учащиеся гор уч-щ продолжали обучение по расширенным программам (родной яз и лит-ра, история, математика, иностр яз и др), близким к уровню неполного ср образования Программы нач школ обновлены в 1932-33 В 1935 закон об уездных уч-щах предоставил группам сел право организовывать уч заведения по типу городских, но задачи единой школы не ставились В сер 30-х гг работали св 10 тыс коммунальных школ (ев 1 млн уч-ся), 1,7 тыс гор уч-щ (ев 370 тыс уч-ся) В чеш областях насчитывалось св 230 ср общеобразоват уч заведений (ев 100 тыс уч-ся), св 60% среди них - вновь созданные реальные гимназии Доля выпускников школ, поступивших в гимназии и реальные уч-ща, - ок 10%, лишь ок 40% их учащихся полу чали законченное ср образование От крылись ун-т (1918) и вет ин-т в Брно, торг -экон, с -х и др ин-ты в Праге

В марте 1939 Чехия и Моравия оккупированы фаш Германией На терр т и протектората нач школы реорганизованы по герм образцу Вузы и больший ство ср уч заведений закрыты

M. H. Кузьмин

После освобождения Чехословакии (1945) пр-во Нац фронта провозгласило курс на демократизацию системы образования, расширение подготовки специалистов ср и высш квалификации В 1945- 1946 восстановлена шк сеть В Чехосл нар республике (1948-60) установлено 9-летнее обязат обучение (возраст 6-15 лет) с 2 ступенями для 6-11 и для 11-15 лет, с едиными для города и села программами и принципами организации школ На основе курса обязат обучения работали полные ср школы (гимназии, 4 г), низшие и ср проф школы В систему входили учреждения дошк воспитания (необязательные) и действовавшие на базе гимназич или ср проф образования вузы Законом 1953 создана единая школа с 11-летним курсом При этом срок обязат обучения сокращен до 8 лет, а продолжительность полного ср образования - до 11 лет Провозглашена обязательность высш образования для учителей

В Чехосл социалистич республике (1960-89, с 1968 - федерация Ч и Словакии) срок обязат обучения вновь продлен до 9 лет В ср школе стало внедряться профилирование уч планов по физ -матем и хим -биол уклонам, позже по более широким - естеств -науч и гуманитарному Предусматривалось изучение предметов, обязательных по выбору и факультативных Оси задачей гимназий (с 1973 - 4 г.) считалась подготовка к поступлению в вузы Программы, предусматривавшие достаточно высокие требования к школьникам, в т ч в политич знаниях, односторонняя ориентация шк образования на потребности экономики, невнимание к индивид интересам учащихся вызывали критику учительства и общественности

В 60-70-х гг сложилась система нач и ср проф уч заведений Закон 1984 ввел 10-летнее обязат обучение Основной стала 8-летняя школа с 2 последоват 4-летними ступенями, продолжение общего образования было возможно в ср школах (2 или 3 г. обучения), 4-летних ср уч-щах или в гимназиях Поступление учащегося в разл типы ср уч заведений часто зависело не от личных мотивов, а от адм решений, диктовавшихся централизованным планированием контингентов учащихся на разл направлениях образования Молодежь выбирала путь раннего приобретения проф подготовки, покидала не только ср общеобразоват уч заведения, но и обязат школу

В кон 1989 начаты реформы в сфере образования По шк закону 1990 обязат обучение вновь стало 9-летним, продлена до 5 лет первая ступень основной школы Уже на этой ступени обучение может дифференцироваться с учетом индивид склонностей и интересов учащихся Децентрализовано управление образованием Отменены обязательные для ср и проф уч заведений 50-80-х гг занятия по марксизму-ленинизму и рус языку

Г А Касвин

Современная система образования Ч включает учреждения дошк воспитания, основные школы, гимназии, проф училища и ср спец школы, вузы После 1990 образо-ват учреждения получили значит самостоятельность в вопросах внутр управления, учителя обладают правом выбора в построении уч курса, использовании учебников Появились негосударств уч заведения Руководство системой уч заведений осуществляет мин-во образования, по делам молодежи и спорта Часть проф уч заведений входит в системы отраслевых гос ведомств

Дошкольное воспитание осуществляется в дет садах (возраст детей - 3-6 лет), к-рые работают как воспитат учреждения полного и неполного дня или недельные В 1994 действовали св 6,6 тыс дет садов (ев 330 тыс воспитанников), из них 180 принадлежали предприятиям, св 40 - частным лицам, 16 - церк орг-циям В системе мин-ва здравоохранения действует немногочисл ясли для детей младше 3 лет

Общее образование обеспечивают гл обр основные девятилетние школы и гимназии Основная школа делится на 2 ступени На первой (1-5 классы) преподаются родной яз и литра, математика, природоведение, краеведение, физич и муз воспитание, организуются творч занятия, в т ч ручным трудом Вторая ступень ставит цели углубления общего образования с учетом индивид склонностей учащихся Обязат предметами считаются родной яз и литра, иностр яз, история, обществозна-ние, география, математика, естествознание, физика, химия, творч занятия и др Учащийся может включить в курс предметы, обязательные по выбору (напр, иностр яз, основы техники, физ -матем практика), а также отд факультативные и кружковые занятия С 1993 ряд школ начал работу по эксперимент уч плану, предложенному мин-вом Учащиеся зачисляются в такие школы по желанию родителей В 1994 насчитывалось св 4 тыс гос основных школ, 25 частных, 13 церковных (всего св 1 млн уч-ся)

Гимназии - полные ср уч заведения, они ориентированы на продолжение учащимися образования в высшей школе С 1990/91 уч г. гимназии дифференцировались 4-летняя гимназия опирается на курс 8-9 лет обучения в основной школе Появились 6-летние и 8-летние гимназии, в к-рые принимаются дети после 1-й ступени основной школы Уч предметы гимназич курса углубляют знания и навыки, полученные в основной школе, значит разнообразием отличаются программы вновь созданных негосударств гимназий Выпускники сдают 4 экзамена, вт ч 2 по обязательным родному яз и литературе и иностр яз Содержание, формы обучения, стандарты гимназич образования в сер 90-х гг оставались предметом дискуссии в чеш обществе В 1994 насчитывалось св 270 гимназий (ок 120 тыс уч-ся), среди них негосударственных - 14%

Профессиональное образование дают нач и средние проф училища и ср спец школы Начальные работают гл обр при предприятиях, в них можно поступить после 8 лет обучения в основной школе С нач 90-х гг создаются также центры проф подготовки (в 1993 св 500, св 38 тыс уч-ся) Ср проф училища работают на базе полного курса основной школы На обуче ние массовым профессиям (3 г.) прием без экзаменов, в 4-летние училища принимаются сдавшие выпускные экзамены за курс основной школы и выдержавшие вступит экзамены Ср спец школы предполагают продолжение учащимися общего образования в отраслевых вузах в 2-3-летних школах выпускники основных школ совмещают проф подготовку и получение общего ср образования, в 4-летние школы принимаются обладатели аттестата зрелости В 1994 насчитывалось св 720 проф училищ (250 тыс уч-ся) и 820 ср спец школ (206 тыс уч-ся) Доля негосударств проф уч заведений - св 18%

Высшее образование С нач 90-х гг введена многоуровневая система подготовки специалистов в вузах (срок 4-6 лет) 3-летний курс рассматривается как ступень практич ориентации в профессии (бакалавриат) Окончившие 5-летний курс на ф-тах обществ наук получают квалификац звание магистра, экон и техн наук - инженера, медицинских (6 лет) - звание дера медицины Предусмотрено и последипломное науч образование и защита диссертации на ученую степень доктора В системе ранее существовавших вузов и ф-тов с достаточно жесткой специализацией постепенно появляются разл формы широко-профильной подготовки специалистов В 1994 действовали 23 вуза (105 ф-тов), в к-рых учились св 100 тыс студентов Более половины высших уч заведений - ун-ты и вузы университетского статуса Крупнейшие вузы Карлов ун-т в Праге (в 1994 - 16 ф-тов, ок 30 тыс студентов), Высшее техн училище в Праге (многократно реорганизовывалось, в т ч в 1960, 6 ф-тов, 15 тыс студентов), ун-т им Т Масарика в Брно (осн в 1919, 6 ф-тов, св 10 тыс студентов), Высшее техн училище в Брно (8 ф-тов, св 10 тыс студентов), Высшая экон школа в Праге (1953, 5 ф-тов, 7 тыс студентов)

Образование взрослых организуется, как правило, на базе общеобразоват и проф уч заведений В 1993 только в школах св 580 групп с 12 тыс уч-ся, в гимназиях - св 40 групп с 800 уч-ся

Педагогическое образование Подготовка учителей основных школ осуществляется на 4-летних пед ф-тах (самостоят уч заведениях), имеющихся во мн городах Ч Учителей-предметников для гимназий готовят в унтах, на ф-тах по соответствующим отраслям наук, а также на педагогических Преподавателей системы проф подготовки и для проф уч заведений готовят в техн и др отраслевых вузах

Педагогическая наука и науч учреждения Одним из первых чеш пед сочинений на лат яз считается "Совет отца сыну " Смила Флешки из Пар-дубиц (14 в) С Пражским ун-том связаны труды деятелей реформации в Чехии Яна Гуса, переводчика Библии и создателя чеш орфографии, автора "Дочурки" и др лит произведений в дидак-тич жанре, Иеронима Пражского, Томаша Штитни, одного из зачинателей чеш философии, уделявшего особое внимание этич сторонам воспитания, Яна Милича из Кромержижа, радикального критика офиц схоластики, и др Гуситские проповеди и песнопения оказывали влияние на нар культуру в течение неск веков В реформат общинах Чеш братьев (сер 15-17 вв) составлены ориг буквари и др учебники, издана (16 в) грамматика Яна Благосла-ва Рационализм европ науки 17 в и гуманизм органично объединились в творчестве и пед практике Коменского

В кон 18 в оси Чеш науч об-во в Праге (1784) и кафедра чеш яз в Пражском ун-те_ Филологич и ист труды "бу-дителей" И Добровского, Ф M Пель-цля и др, худож произведения чеш поэтов и писателей сделали возможным шк образование чеш учащихся с учетом нац культурных традиций С 1800 И Юнгман в Литомержице начал обучение гимназистов на чеш яз В 1-й пол 19 в появились труды по дошк воспитанию (Я В Свобода и др) В сер 19 в К С Амерлинг выступил теоретиком реального образования в Ч и инициировал исследования по мн отраслям пед наук

Во 2-й пол 19 в наиб распространение в Ч получило гербартианство Г А Линднер, О Гостинский (основатель чеш школы эстетики, предложивший целостную систему творч развития и воспитания молодежи), M Тырш (автор развернутой теории морального и физич здоровья народа, на основе к-рой строилась практич методика гимнастич занятий) и др С критикой гербартианства выступил Я Улехла, сторонник нового воспитания, пропагандист пед взглядов Л H Толстого

С кон 19 в пед науки развивались под влиянием концепций Т Масарика (с 1918 первый през Чехосл республики), в своих трудах по философии и этике он намечал перспективы решения обществ проблем через обновление нравств ценностей человека Последователем Масарика был Ф Дртина, изучавший проблемы филос обоснования пед теории ("Идеалы воспитания", 1900) Влияние

Гостинского и Масарика в нач 20 в испытал 3 Неедлы, один из рук демо-кратич движения учителей 20--30-х гг, в 1939 вступивший в ряды КПЧ Труды Я Крейчи "Позитивизм и воспитание" (1906) и "Психология" (6 тт, 1902-26) способствовали распространению в Ч эксперимент педагогики Ф Чада начал исследования в русле педологии Получила развитие чеш пед периодика, в к-рой выделялся журн "Педагогицке розгледи" (1906-14, ред Дртина)

На реформу школы (фактически затронувшую в 20-30-х гг лишь часть уч заведений) ориентировались фундамент ист -пед исследования О Каднера и психол -пед труды В Пшиходы, О Хлупа и Я Угера Проблемы социологии детства и социальной педаюгики начал разрабатывать А Блага Под ред Хлупа, Угера и Я Кубалека опубл Пед энциклопедия в 3 тт (1938-40)

После 1945 значительно расширилась база пед исследований Организован Пед НИИ в Праге В 1954 при Чехосл АН создан Кабинет пед наук (в 1957- 1993 - Ин-т педагогики им Коменского) В 1955 оси Музей Коменского, в 1958 - НИИ проф образования Науч работу по педагогике вели мн вузы При АН оси Чехосл пед об-во (1963, ныне Чешское) После 1948 офиц поддержку получали концепции, следовавшие в русле догматизированного марксизма и абсолютизировавшие нек-рые идеи сов учебников педагогики Вместе с тем публикация трудов А С Макаренко, M H Скаткина, Л В Занкова, H А Менчин-ской расширяла теоретич горизонты исследователей С 50-х гг пед наука развивалась в сотрудничестве чеш и словац ученых Широко издавались труды Неедлы, Хлупа, И Вани (дидактика, история и методология педагогики), Б Куяла (проблемы единой школы), учебники для системы пед образования "Педагогика" Я Копецкого и др (1956), "Дидактика" под ред 3 Пешека (1964) и др Проблемам пед психологии посвятил мн труды Пшихода Развернулись работы по теории и практике дошк воспитания (М Бартушкова), по образованию взрослых (Я Скалка и др) Значит развитие получили ист -пед исследования (И Цах, И Матей, И Шуберт и др)

В 70-80-х гг велись исследования по теории общего образования (А Досталь, В Парижка, Я Пруха и др), психол -пед проблематике взаимодействия индивида и общества в уч -воспитат процессе (Я Скалкова) Изучались разл аспекты теории программированного обучения (Д Толлингерова), дошк воспитания (А Монатова), начались сравнит -пед исследования (Ф Сингуле), изучение проблем философии образования (Р Пакоуш, С Кучерова и др), появились ист -пед труды по отд направлениям образования (М Коржинек, M Ципро, 3 Коларж, P Ванева и др) Особое внимание уделялось исследованию творчества Коменского (комениологии) (Я Попелова, И Кирашек, Д Чапкова и др), с участием иностр специалистов начата подготовка фундамент собр соч ученого на языках оригинала

С кон 1990 в центре внимания исследователей - определение перспективных целей и стратегии развития образования в Ч К качествам личности, к-рые может формировать система уч заведений, большинство специалистов относят умение самостоятельно учиться и ориентироваться в индивидуально и социально значимой информации, навыки межличностного общения и ответственного гражд поведения С 1994 обсуждаются разл варианты содержания и программ основного и общего среднего образования в рамках нац стандартов и в плюралистич системе уч заведений с разл видами школ и т и В системе управления образованием предполагается широкое участие родителей учащихся и общественности в формировании содержания обучения и их сотрудничества с педагогами в осуществлении образоват процесса Предложения по совершенствованию совр практики уч заведений отбираются на конкурсной основе независимыми экспертами и комиссиями Мин-ва образования по делам молодежи и спорта

Выходят пед журналы "Педагогика" (с 1951), "Учительске листы" (с 1993), "Alma mater" (с 1961, до 1993 - "Высо ка школа"), "Предшкольни вихова" ("Дошк воспитание", с 1946), издания отд вузов, газ "Учительске новины" (ведет историю с 1883)

Лит КузьминМ Н, Школа и образо вание в Чехословакии (кон XVIII - 30-е годы XX в) М, 1971, Долгая О И, Оси направления чеш образования, II, 1996, № 2, S o m г. M a kol, Dejmy äkolstvf a pedagogiky, P, 1987, V &Ьо\Ь R, Skolska reforma v CSR ve_30 letech, P, 1994 Я Скалкова.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета