ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
ЧернышевскийЧернышевский Николай Гаврилович [12(24) 7 1828, Саратов, - 17(29) 10 1889, там же], писатель, публицист, философ, обществ деятель Учился в Саратовской духовной семинарии (1842-45), окончил ист -филол отделение Петерб ун-та (1850) На мировоззрение Ч оказали влияние филос концепции Г В Ф Гегеля и Л Фейербаха, социально-реформат идеи К А Сен-Симона, III Фурье, демократич идеалы В Г Белинского и А И Герцена Рев события в Европе 1848-49 наложили на взгляды Ч отпечаток скептицизма по отношению к либерализму его времени С 1853 Ч начал сотрудничать в журн "Отеч записки", затем в "Современнике", где занял лидирующее положение В 1855 защитил магистерскую дисс "Эстетич отношения иск-ва к действительности", к-рая явилась первым опытом применения социологич метода в исследовании иск-ва С кон 1857 сосредоточил свое внимание на экон и полит вопросах, активно участвовал в журнальной кампании по обсуждению условий крест реформы Утверждавшийся в России капиталистич экон порядок Ч оценивал с социалистич утопич позиций 7 июля 1862 был арестован, заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где написал роман "Что делать''" (1862-63) В 1864 признан виновным в "принятии мер к ниспровержению существующего порядка управления", осужден на 7 лет каторги и вечное поселение в Сибири После обряда гражд казни (19 мая 1864) отправлен в Нерчинскую каторгу, в 1871 поселен в Вилюйском остроге На каторге написал роман "Пролог", по жанру близкий к автобиографическому В 1883 переведен в Астрахань под надзор полиции, в 1889 получил разрешение жить на родине Мысли о воспитании, пронизывающие худож и публицистич произведения Ч, - важный аспект его филос позиции Худож воплощением воспитат идеала Ч стал образ Рахметова ("Что делать?") - человека высоких гражд идей, непреклонной воли, глубоких убеждений, ратовавшего за переустройство общества на справедливых началах Пример Рахметова был созвучен свободолюбивым настроениям эпохи 60-х гг, по словам II А Кропоткина, "для рус молодежи повесть была своего рода откровением и превратилась в программу" Проблему формирования личности Ч рассматривал, опираясь на собств трактовку антропологич материализма Фейербаха Согласно Ч, человек формируется совокупностью биол и социальных факторов Отд качества личности развиваются под влиянием экон условий, обществ институтов, лит-ры, семьи и школы, наследственность большой роли не играет ("Антропологич принцип в философии", 1860) Мысль о социальной обусловленности воспитания легла в основу пед идеала Ч Задача воспитания "новых людей" предполагала гармоничное соединение духовного и физич развития личности Важнейшими составляющими духовного развития Ч считал нравственное, умственное и эстетич воспитание Цель нравств воспитания Ч видел в формировании человека нового этич типа Нравств воспитание, по Ч, призвано ввести человека в социальные отношения, сделать его активным участником жизни В процессе обществ деятельности человек изменяет действительность и создает собств личность Программа нравств воспитания основывалась на этич теории Ч, в к-рой гл место отводилось нравств сознанию народа Ч утверждал, что выводы материалистич философии неизменно совпадают с понятиями "простолюдинов" о труде, справедливости, чести, долге и т д Для развития знаний о поведении и чувствах людей необходимо науч обобщение нар представлений о нравственности Подчеркивал естеств детерминированность человеческих чувств и желаний и решающую роль социальной среды как материальной основы моральных представлений Эти идеи нашли отражение в "теории разумного эгоизма", предполагавшей совпадение при определенных условиях личных интересов с общественными В разумно организованном социуме эгоизм станет побудит мотивом для общественно полезной деятельности, что подводило к мысли о необходимости социального переустройства Нравств воспитание Ч связывал с политическим, а "нравств " науки отождествлял с общественными Настоящий гражданин, по Ч, должен иметь самостоят систему воззрений, твердые убеждения, способность к критич осмыслению явлений действительности Воспитание следует начинать с выработки у человека стремления совершить положит поступок "Лучше не развиваться человеку, нежели развиваться без влияния мысли об общественных делах, без влияния чувств, пробуждаемых участием в них" ("Рус человек на rendez-vous", 1858) Одним из оси нравств качеств Ч считал гуманность, к-рую он понимал как глубокую и искреннюю любовь к человеку, способность творить добро Гуманность активна, она предполагает готовность к борьбе за человеческое достоинство, вызывает чувство ненависти и презрения к проявлениям пошлого и низкого в человеке Новая мораль непременно включает в себя потребность в труде, к-рый должен стать наслаждением для человека, работающего не по принуждению, а по внутр убеждению Нравств воспитание, по Ч, следует начинать с самого раннего возраста, важно с детства приучать ребенка к честности, никогда его не обманывать, чтобы сохранить первоначальную дущев-ную чистоту Антропологич подход позволил Ч всесторонне рассмотреть проблемы умственной деятельности, на его основе он выдвинул положение о единстве чувственного и рационального, о сущности мышления Образование Ч считал естеств потребностью человека, определяемой двумя факторами стремлением к знаниям как всеобщим качеством людей и объективными требованиями действительности ("Очерк науч понятий по нек-рым вопросам всеобщей истории", 1888) Обучение, по мысли Ч, выполняет важные воспитат функции В процессе обучения у ребенка развиваются интерес к знаниям, умение рассматривать предмет с разных сторон, способность к самостоят умственной работе По мере накопления знаний меняются привычки и характер человека, обучение приносит глубокое духовное наслаждение ("Следует ли отдавать предпочтение шк воспитанию перед домашним", 1845) Для развития у детей познават активности Ч предлагал ввести в школах широкий круг уч дисциплин, содержание к-рых должно соответствовать возрастным возможностям учащихся Детям можно многое легко объяснить, важно только, чтобы обучающий владел предметом и умел говорить на доступном им языке Выступая против однообразия, Ч вместе с тем подчеркивал, что учение - это труд, не допускающий "потешающей педагогики" Следствием развития активности и самостоятельности личности должна стать потребность в самообразовании и самовоспитании С нравств становлением личности Ч связывал прежде всего эстетич воспитание, т к, в его представлении, эстетика неотделима от добра Обосновав тезис "прекрасное есть жизнь", Ч утверждал, что необходимо формировать у человека эстетич отношение к действительности Чувство прекрасного проявляется не только в иск-ве, но и во всех сферах человеческой деятельности ("Эстетич отношения иск-ва к действительности") Одно из ведущих мест в деле воспитания, по Ч, принадлежит лит-ре как выразительнице идей века "„Ученая" лит-ра спасает людей от невежества, „изящная" лит-ра развивает воображение и чувство, противостоит грубости и черствости Оба вида лит-ры необходимы для просвещения" ("Александр Сергеевич Пушкин, его жизнь и сочинения", 1856) Важнейшую роль в распространении знаний и культуры Ч отводил шк учителю, высокое предназначение к-рого видел в помощи растущему человеку в поисках истинного пути Придавая огромное значение личному таланту учителя, Ч, однако, критиковал пед позицию Л H Толстого, ставившего под сомнение необходимость науч методики преподавания, строго организованной системы шк занятий Основами пед творчества Ч считал хорошее образование, совершенное знание предмета и общую эрудицию преподавателя Много внимания Ч уделял состоянию современной ему шк системы Он отмечал чрезвычайно низкий уровень грамотности по России, отсутствие стремления к образованию в непривилегиров сословиях Неудовлетворит состояние шк дела Ч рассматривал как следствие несовершенства социально-полит строя Не теряет своей актуальности мысль Ч о взаимосвязи полит власти, материального благосостояния и образования "Кто находится в нищете, тот не может развить своих умственных сил, в ком не развиты умственные силы, тот не способен пользоваться властью выгодным для себя образом, кто не пользуется политической властью, тот не может спастись от угнетения, то есть от нищеты и от невежества" (т. 7, с 97-98) С о ч Поли собр соч, т 1-16, M, 1939-53, Избр пед соч, M, 1983 (библ) Лит СтекловЮ М,НГ Чернышевский Его жизнь и деятельность, т 1-2, M -Л, 19282, Азнауров А А, Этич учение H Г Чернышевского, M, 1960, Б с л и к А II, Эстетика Чернышевского, M, 1961, Лебедев А А, Герои Черны шевского, M, 1962, СкафтымовА П, Нравств искания рус писателей, M, 1972, Пантини К, Социалистич мысль в России переход от утопии к науке, M, 1973, Соловьев Г А Эстетич воззрения Чернышевского и Добролюбова, M, 1974, В о л о-динА И,КарякинК". Ф.Плимак E Г, Чернышевский или Нечаев'' О подлинной и мнимой революционности в освободит движении России в 50-60 гг 19 в, M, 1976, ЦеликоваО Т, Рев демокр этика H Г Чернышевского, в кн Очерки истории рус этич мысли M, 1976 В Л Харламова
|