ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
ЧерчениеЧерчение, уч предмет в ср общеобра-зоват школе, цель к-рого дать учащимся основы знаний по выполнению чертежей, эскизов, техн рисунков, подготовить школьников к сознат использованию графич документации в трудовой деятельности Изучение Ч способствует формированию у учащихся техн и образного мышления, пространств представлений, имеющих большое значение в производств деятельности и техн творчестве При выполнении чертежей учащиеся учатся анализировать форму и конструкцию предметов и воссоздавать образ предмета по чертежу Раскрывается роль графич изображений в разл видах человеч деятельности в условиях НТР и информатизации общества Выполнение заданий по Ч полезно для воспитания культуры труда, освоения навыков рацион организации рабочего места, использования измерит и др инструментов, применения справочной лит-ры и др пособий Школьники знакомятся с важнейшими условными обозначениями и графич символами, принятыми в науч и техн лит-ре, в т ч узаконенными соотв ГОСТами и др Эти навыки применимы на занятиях по разл уч предметам шк курса Преподавание Ч способствует поли-техн подготовке учащихся Школьники знакомятся с понятиями производств -техн характера и требованиями техн эстетики Так, при выполнении упражнений по вычерчиванию деталей и чтению сборочных чертежей учащиеся знакомятся с названиями деталей, их назначением, характером работы, связью с др деталями и механизмами и т д Умение наблюдать, сопоставлять и сравнивать предметы и их изображения, выделять в них существенные признаки и свойства развивается на основе усвоения приемов логич мышления, чему содействует деятельность учащихся, связанная с анализом формы и конструкции предметов, а также графич состава изображений Обучение Ч в России началось в 18 в В горнозаводских школах, созданных для подготовки технически грамотных людей, после курса геометрии изучалось "знаменование" - методы изображения объемных тел путем графич построений или на глаз, при этом никаких теоретич обоснований построениям не давалось Полученные навыки применялись при выполнении чертежей практич характера, необходимых для произ-ва (отд детали машин и заводских установок, планы цехов, "прошпекты" рудников и т д) В ср уч заведениях 18 в Ч включалось в курс геометрии, полученные знания и навыки применялись на уроках фортификации (гл обр при вычерчивании оборонных укреплений) и географии (построение планов и карт с соблюдением масштаба) В нар уч-щах Ч обучали также на уроках геометрии и гражд архитектуры Учебником по геометрии "Краткое руководство к геометрии" (1786) предписывалось по наглядным изображениям геоме-трич тел, приведенным в книге, чертить карандашом или тушью такие же изображения Теоретич изучение геометрии закреплялось в землемерных работах с выполнением чертежей Чертежи (планы, фасады зданий и пр) выполнялись и при изучении пособия M E Головина "Краткое руководство к гражд архитектуре или зодчеству" (1789), в к-ром впервые были правильно сформулированы оси особенности проецирования объекта на горизонтальную и вертикальную плоскости проекций По программе гимназий (и прогимназий) 1828 задачи обучения Ч и рисованию тесно переплетались Нач понятия по начертательной геометрии давались в курсе математики (до 1845) Оси направление и содержание программы па рисованию и Ч, а также методика их преподавания сохранялись до реорганизации гимназий (1864) С 1864 в классич гимназиях в содержание курса Ч входило вычерчивание линий и разл геометрич фигур с делением их на части, составление орнаментов, в реальных гимназиях - вычерчивание геометрич построений при выполнении архитектурных украшений И в тех и в др уч заведениях Ч предваряло курс рисования В 1871 Ч в гимназиях становится необязат уч предметом, занятия проводятся для желающих после оси уроков В реальных уч-щах Ч было ведущим уч предметом наряду со спец дисциплинами В 7-м, дополнит классе, открытом при оси отделении реальных уч-щ для подготовки учащихся в высшие техн уч заведения, изучались геометрич Ч, начертат геометрия, "черчение задач начертат геометрии", составление "исполнительных чертежей машин" В качестве учебников использовались "Начертательная геометрия" И И Сомова (1862), "Начала начертательной геометрии" К И Мамышева (1874), "Курс черчения геометрического, проекционного, перспективного" H II Нечаева (1874)и др После 1888, когда реальные уч-ща были причислены к ср общеобразоват уч заведениям, значение Ч снизилось, обучение сводилось к технике оформления чертежей без понимания их сущности, занятия проводил учитель математики Пересмотр программы 1895 и 1906 существ изменений в содержание и методику преподавания Ч в реальных уч-щах В 1914 Ч вошло в уч план коммерч уч-щ (3-й и 4-е кл) Предусматривались не только геометрич построения, но и формирование навыков по съемке чертежей с натуры, ознакомление со способами косоугольного проецирования Улучшению содержания и методики преподавания Ч в кон 19 в способствовало издание ряда науч работ и уч курсов по начертательной геометрии и инженерной графике Я А Севастьянова, В И Курдюмова, а в 20 в - H А Рыни-на, А И Добрякова, Д И Каргина, В О Гордона, H Ф Четверухина и др В первом документе сов общеобразоват школы "Оси принципы единой трудовой школы" (1918) подчеркивалось, что курс рисования должен предшествовать курсу Ч, подготавливая учащихся к его усвоению В программах отмечалось, что цель обучения Ч - "научить учащихся выражать мысленно на плоскости графич линиями разл сочетания геометрич форм и сходных с ними по форме предметов и выраженное таким способом изображение уметь прочесть" Курс Ч делился на два раздела технику черчения и проекционное Ч Программа была составлена из расчета 4 ч в неделю (по 1 ч на 5-й и 6-й годы обучения и 2 ч на 7-й год) Однако содержание обучения Ч, как и ранее, сводилось к отработке техники выполнения чертежей В единой трудовой школе (девятилетке) Ч в 1921 входило в курс математики 7-8-х кл Содержание обучения значительно отличалось от предшествующих лет предусматривалось систематич изучение раздела "начертательной геометрии в форме начал проекционного черчения" В области техн Ч ставилась задача научить учащихся выполнять рабочие чертежи производств деталей, реальных предметов окружающей действительности, а также разрезов несложных зданий и сооружений Большое внимание уделялось чтению чертежей В 1923 вышло первое метод пособие по Ч для преподавателей ср школ "Проекционное черчение в курсе геометрии " И А Сигова В комплексных программах ГУСа (1922-26) Ч изучалось в курсе математики или при изора-ботах (5-7-е кл, 1 ч в неделю) Сведения по Ч при этом сообщались вне всякой системы, с учетом общих комплексных тем Занятия, по существу, сводились к декоративно-оформительской работе и лишь отчасти к использованию чертежей на уроках математики и физики Несколько в др плане - с учетом формирования у учащихся пространств представлений - была составлена программа (как часть курса математики) 1925 для 5-7-х кл Оси задачами обучения Ч были овладение навыками в техн черчении, изучение геометрич построений путем практич применения чертежных инструментов (циркуль, линейка, угольники и др), усвоение нек-рых элементов проекционного и техн Ч деталей с натуры с соблюдением масштаба В качестве метод пособия для учителей рекомендовалась книга "Техн черчение" А Д Виноградова и В О Гордона (1926), в к-рой были систематически изложены построения элементов чертежа и рассматривались основы начертательной геометрии Программа по Ч для ФЗС (в городе) и ШКМ (1931) особо подчеркивала общеобразоват и политехн направленность предмета Однако задача приобретения учащимися систематич знаний и умений по Ч в ней не ставилась С 1932 в уч плане ср школы Ч выделено в самостоят уч предмет, включающий 4 осн раздела геометрич Ч, проекционное Ч, Ч в аксонометрии, Ч с натуры Обращалось внимание на меж предметные связи Ч с математикой В 1934 был издан стабильный учебник по Ч - "Основы техн черчения" В О Гордона В 1938 под руководством H T Ткаченко была подготовлена новая программа по Ч, в к-рой большое значение придавалось развитию пространств представлений учащихся, изучению положений ГОСТов, выполнению техн рисунков, эскизов, чертежей Однако программа имела много недочетов, в т ч в последовательности расположения уч материала, излишней сложности С нач 50-х гг как в курсе Ч, так и в методике его преподавания была усилена производств -техн направленность, больше внимания стало уделяться вычерчиванию разл деталей и узлов машин и механизмов Курс Ч был разделен на 2 части в 1-й части (7-й кл) он носил пропедевтич характер и имел целью дать учащимся первонач знания по овладению чертежными инструментами, выполнению работ по геометрич Ч и включал нек-рые сведения о способах изображения пространств форм на плоскости, 2-я часть (8-10-е кл) - систематич курс геометрич и проекционного Ч с изучением, начиная с 9-го кл, элементов начертательной геометрии (ортогональных проекций и аксонометрии) Курс Ч был весьма далек от осуществле ния связи обучения с жизнью, оценивалась только техника выполнения чертежей С введением в ср общеобразоват школе производственного обучения (в 9-11-х кл) по уч плану 1959 на изучение Ч отводилось по 1 ч в неделю в 7- 8-х кл и 2 ч - в 9-х кл Такое же распределение уч времени сохранялось и после перехода ср школы на 10-летний срок обучения В помощь учителю Ч выпущены издания "Нек-рые вопросы политехн обучения в преподавании черчения" А Д Ботвинникова (1956), "Преподавание черчения в школе" Я В Владимирова и В А Калишевской (1956), "Черчение плоских и пространств фигур" В О Гордона (1951) и др Для учащихся было подготовлено уч пособие А А Абрикосова "Черчение" (1955, 19697) В 1965 вышло первое пособие по методике преподавания Ч в 8-летней школе С И Дембинского, В И Кузьменко, в 1966 - фундам пособие под ред Ботвинникова "Основы методики обучения черчению" С 1980 на изучение Ч в ср школе отводится 68 ч (по 1 ч в неделю в 7-8-х кл) Содержание курса составляют знания о прямоугольном проецировании на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и о построении аксонометрич проекций Учащиеся должны научиться читать и выполнять чертежи предметов и деталей машин, читать несложные сборочные чертежи и иметь общее представление о строит чертежах В процессе обучения реализуются межпредметные связи курса Ч с др уч предметами Напр, при ознакомлении с геометрич построениями используются знания и умения, полученные учащимися на уроках математики, изучение методов гра-фич изображений опирается на опыт, приобретенный учащимися на уроках изобразит иск-ва, трудового обучения Программа по Ч включает перечень тем и вопросов для усвоения, перечни оси требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся по классам и список обязат графин и практич работ, перечень кинофильмов и диафильмов, метод лит-ры В программе также приведены примерные нормы оценки знаний и умений учащихся по Ч при устной проверке и при выполнении графич работ С 1968 общеобразоват школы страны работают по новому учебнику "Черчение в ср школе" Ботвинникова, В H Виноградова, И С Вышнепольского (19794, с 1977 издается в цветном исполнении) Расширение и углубление графич знаний, умений и навыков происходит на факультативных занятиях по выбору учащихся Разработаны и рекомендованы школам программы факультативных курсов для 9-10-х кл "Элементы начертательной геометрии", "Строит и топографич черчение", "Машино-строит черчение" Методика преподавания Ч предусматривает проведение учителем рассказа и беседы, фронтальных графич упражнений, разл видов самостоят работ уча щихся, применение на уроках совр техн средств обучения Изучение теоретич материала сочетается с выполнением графич и практич работ индивидуального характера Для формирования у учащихся пространств представлений предлагаются такие задания, как составление чертежей по словесному описанию, изготовление разл моделей по чертежам и обратные задачи Занятия по Ч в ср школе проводятся в кабинетах черчения и изобразит иск-ва, оборудованных спец ученич столами консольной конструкции Лит Ботвинник о в А Д, Справочник по техн черчению, M, 1974, его ж е, Об актуальных вопросах методики обучения черчению, M, 1977, Ботвинников А Д ЛомовБ Ф, Науч основы фор мирования графич знаний, умений и навыков школьников, M, 1979, Методика факультативных занятий по черчению в школе, под ред В H Виноградова, M, 1979, Б p и л и и г. H С, Строит и топографич черчение Факультативный курс, M, 19802, Гордон В О.СтарожилецЕ Г, Почему так чертят9 M, 19802, Повышение эффективности и качества преподавания черчения, M, 1981 Севастопольский H О Уроки чер чения в школе, M, 1981, Ботвинников А Д, Виноградов В H Вышне польский И С, Черчение в ср школе, M, 1983 Г Г Виноградова
|