Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Швеция

Швеция (Sverige), Королевство Швеция, гос-во в Сев. Европе, на Скандинавском полуострове. Пл. 450 тыс. км2. Нас. 8,7 млн. чел. (1993), ок. 95% шведы. Гос. яз. - шведский. Столица - Стокгольм.

Грамотность нас. Ш. - 100%; обязат. 9-летним образованием охвачено 100% детей; на ст. ступень ср. школы (гимназию) поступает более 85% молодёжи, в высшую школу - ок. 30%.

Первые кафедральные школы появились в 13 в.

Формирование централизованного гос-ва (с кон. 15 в.) способствовало увеличению числа школ; среди них преобладали монастырские и кафедральные, но появились и городские. В 1477 основан Ун-т в Упсале, находившийся в ведении римско-католич. церкви. В 1-й пол. 16 в. мн. его профессора выступили сторонниками Реформации и ун-т был закрыт. Из-за участия Ш. в войнах шк. дело пришло в упадок. Вместе с тем стало распространяться книгопечатание; после перевода О. Петри Библии (1540-41) нормализовано швед, правописание, стал развиваться лит. язык. Оживление шк. дела наступило в 1-й пол. 17 в. При поддержке королевской власти возобновил работу Ун-т в Упсале (1624).

В 1649 в Ш. введён "Новый школьный закон", в подготовке к-рого принял участие Я. А. Каменский, приглашённый в страну швед, пр-вом. Закон устанавливал 3 типа школ: тривиальные (4-летние; только для мальчиков, имели два дополнит, класса, дающих практич. подготовку), гимназии (средние уч. заведения) и академии (высшие). Девочки получали образование в семье. В 1666 основан Ун-т в Лунде.

С кон. 17 в. при церк. приходах открывались нар. школы. До 19 в. нар. школа оставалась частью церк. организации.

В 1842 был принят Устав нар. школы, согласно к-рому "ответственность за воспитание и образование граждан" возлагалась на гос-во, вводилось обязат. 6-летнее обучение детей до 14 лет в нар. школах. Гос-во выделяло средства коммунам для содержания нар. школ и на подготовку учителей. Во 2-й пол. 19 в. в уч. программах ср. школ естеств.-науч. дисциплины, совр. иностр. языки стали занимать больше места; время на изучение латыни и греч. яз. сокращалось. В кон. 19 в. ср. школа была разделена на две ступени: младшую (6-летняя реальная школа) и старшую (4-летняя гимназия). К кон. 19 в. по постановке шк. образования и уровню грамотности Ш. занимала одно из ведущих мест в мире.

В 19 в. получили развитие проф. уч. заведения. В 1810 на базе леч. учреждений в Стокгольме создан Каролинский мед. ин-т. В 20-х гг. в Стокгольме и Гётеборге появились 2 техн. школы (впоследствии вузы). В 1877 как частная высш. школа с естеств.-науч. направлением обучения основан Ун-т в Стокгольме. Новые вузы основывались на средства муниципальных властей и на частные.

Законом 1937 срок обязат. обучения увеличен до 7 лет. К 1940 сформировалась следующая структура шк. образования: 6-летняя нар. школа, после 4-го класса к-рой учащиеся могли перейти в 5-летнюю реальную школу, а после 6-го - в 4-летнюю реальную. После сдачи "реального экзамена" (как правило, после 4-го класса 5-летней школы или 3-го класса 4-летней школы) можно было поступить в гимназию (3-4 года обучения в зависимости от типа оконченной реальной школы). Наряду с общеобразоват. реальными были созданы практич. реальные школы, дававшие проф. подготовку. В гимназию их выпускники могли поступить на соответствующие отделения после тестирования. Обучение в гимназии проводилось на двух отделениях: латинском и естеств. наук (реальное отделение). Кроме общеобразоват. существовали проф. гимназии - технические (3 года обучения), коммерческие (2 года), а также спец. гимназич. школы, ориентированные на подготовку работников для горной и текстильной пром-сти или с. х-ва. К 1940 окончательно введено совместное шк. обучение девочек и мальчиков.

В 1962 срок обязат. обучения увеличен до 9 лет. В 1969 принят закон о создании основной школы (9 лет обучения).

Современная система образования охватывает дошк. учреждения, 9-летнюю (основную) школу, гимназию, осуществляющую общеобразоват. и проф. подготовку, и высшие уч. заведения. Практически все уч. заведения - государственные (частный сектор на разл. ступенях образования составляет 4- 8%). Обучение бесплатное (включая шк. учебники и шк. принадлежности, а также шк. завтраки).

Общее управление системой образования осуществляет Мин-во образования и культов, в рамках к-рого созданы Гл. управление школами и Управление ун-тами и высш. школами. Непосредственно деятельностью школ и гимназий руководят шк. управления коммун (муниципалитетов), к-рые берут на себя осн. долю расходов на эти виды образования. Доля гос. ассигнований на образование составляет ок. 8% ВНП (1992), в т. ч. на основное образование - св. 42%, на высшее - ок. 14%.

Дошкольное воспитание. Осн. типы дошк. учреждений - дет. сады (для детей от 6 мес до 7 лет) и игровые школы (для детей старше 3 лет), к-рые находятся в ведении мин-ва социального обеспечения. Воспитание в игровых школах (3 ч в день) бесплатное; за пребывание в дет. садах взимается плата, покрывающая расходы на питание и нек-рые др. материальные нужды. Ок. 8% дет. учреждений - частные. В соответствии с законом 1975 развиваются дошк. учреждения нового типа - "предшколы" (обязательные для всех детей с 6 лет).

Общее образование. Обязат. 9-летнее образование осуществляется в основных школах, состоящих из 3 ступеней: начальной (1-3-й кл.), промежуточной (4-6-е кл.) и старшей (7- 9-е кл.). Учащимся с первых лет обучения предлагаются различные по объёму и содержанию уч. курсы. На нач. ступени изучаются швед, яз., математика, музыка, ручной труд, гимнастика, религия. С 3-го кл. в уч. план включаются как спец. предметы ремёсла, а также англ. яз. (обязат. предмет до окончания 9-го кл.). На промежуточной ступени вводятся история, география, обществоведение, природоведение. В 7-9-х кл. наряду с общими для всех дисциплинами учащимся предлагается на выбор неск. предметов (швед., нем., франц. языки и коммуникация). Англ, язык и математика изучаются в разл. объёмах. Индивидуальную профориентац. работу проводят спец. педагоги. В ст. классах введена т. н. практич. профориентация - посещение разл. предприятий, а в 9-м кл. 2-недельная практика на рабочем месте по выбору самого учащегося. Выпускники основной школы в зависимости от полученной подготовки имеют право поступления на разл. отделения гимназии. В 1993/94 уч. г. в основных школах насчитывалось 47 тыс. классов, в к-рых училось св. 890 тыс. чел.

В соответствии с законом 1972 о ср. образовании создана гимназия в составе 22 отделений. Полное ср. общее или спец. образование дают 5 отделений: гуманитарное, обществоведческое, экон., естеств.-научное (срок обучения 3 года) и техническое (4 года). Незаконченное ср. спец. образование можно получить на 3 отделениях (с 2-летним сроком обучения) - экономическом, социальном и техническом. 14 отделений осуществляют нач. проф. подготовку. Кол-во отделений в гимназиях и характер проф. подготовки в них определяются местными органами власти.

Уч. планы отделений гимназии включают ок. 80 предметов. Общими для всех учащихся считаются швед, и англ, языки, второй иностр. яз. (нем., франц., рус., исп.), религия, история, математика, обществоведение, психология, физич. воспитание. Специализация достигается как за счёт объёма подготовки по тра-диц. шк. дисциплинам, так и путём включения в уч. планы спец. профилирующих дисциплин и практич. предметов. На профилирующие дисциплины в 1-м кл. гимназии отводится 11 из 34 ч в неделю, во 2-м - до 14 ч, в 3-м - ок. половины уч. времени.

С кон. 80-х гг. проф. подготовка в гимназиях переводится на 3-летний срок обучения (первые 2 года изучаются преим. общеобразоват. дисциплины). Доля спец. дисциплин в течение 1-го и 2-го годов обучения - 10%, 3-го года - 60%. Значит, часть проф. подготовки организуется на рабочих местах. В гимназии вводятся также спец. программы по подготовке воспитателей для дет. садов и организаторов досуга, специалистов сферы обслуживания и др. Выпускникам в зависимости от полученной подготовки выдаются разл. свидетельства об окончании отделения гимназии. В 1993/94 уч. г. в гимназиях училось св. 313 тыс. учащихся, в т. ч.: на отделениях, дающих полное ср. образование, - св. 140 тыс.; на отделениях, дающих незаконченное ср. образование, - 13,6 тыс.; на 3-летних проф. отделениях - св. 28 тыс., на 2-летних - 61,4 тыс. учащихся.

Высшее образование. К высшим уч. заведениям относятся ун-ты и высшие спец. школы. Ведущие вузы: ун-ты - в Стокгольме (4 ф-та, 5 отделений, 30 тыс. студентов в 1994), Упсале (7 ф-тов, 5 отделений, 16,2 тыс.), Гётеборге (осн. в 1891; 5 ф-тов, 4 отделения, 19,6 тыс.), Лунде (8 ф-тов, 24 тыс.), Умео (1963; 5 ф-тов, 21,5 тыс.), Линчёпинге (1970; 3 ф-та, 10 тыс.), сельскохозяйственный в Упсале (1977; 3 ф-та, 2,3 тыс. студентов); высшие техн. школы - в Стокгольме (осн. в 1827; 8,9 тыс. студентов), Гётеборге (1829; 6,5 тыс. студентов).

Согласно закону 1977 о высш. образовании, страна разделена на 6 уч. регионов, каждый из к-рых, объединив разл. по своему статусу уч. заведения, развивается с учётом местной специфики. В результате слияния существующих уч. заведений послесреднего уровня учреждено 19 высш. школ, осн. структурная единица - ин-т.

Право поступления в вузы традиционно имеют лица, имеющие полное ср. образование. Согласно закону 1977, это право получили также лица,'не имеющие документов об окончании полной ср. школы: выпускники 2-летних отделений гимназии; лица, получившие соответствующую подготовку вне гимназии, а также лица старше 25 лет, имеющие трудовой стаж не менее 4 лет. Введены "общие и спец. требования" к поступающим. "Общие требования" включают знания в объёме не менее 2-летнего отделения гимназии (11 лет обучения). "Спец. требования" включают знания по профилирующим предметам (как правило, в объёме 3-летних отделений гимназии). Срок обучения в вузе - 3-6 лет. Вузы предлагают для изучения также отд. курсы, рассчитанные на 1-1 семестра, и краткосрочные (1-2 года обучения). В 1992 насчитывалось св. 188,7 тыс. студентов. Выпускникам ун-тов присуждается степень кандидата философии, в специали-зиров. вузах - проф. звания. Единая учёная степень - д-р наук (срок подготовки 4 года).

С 1993 начался новый этап реформирования высш. школы. По мн. вопросам ответственность за деятельность высш. школы переносится на местный уровень - органы управления вузами.

Образование взрослых. В системе образования взрослых в Ш. функционирует разветвлённая сеть просветит, организаций. Особое место занимают высш. нар. школы, возникшие в сер. 19 в. по идее Н. Ф. Грундтвига. В разл. заведениях, кружках и т. п., осуществляющих общеобразоват. и проф. подготовку, учится более половины занятого населения страны.

Педагогическое образование. Подготовка учителей осуществляется в высш. пед. школах и ун-тах. В высш. пед. школах имеются отделения воспитателей дошк. учреждений (срок обучения - 2,5 года), учителей нач. классов (2,5 года), учителей 4-6-х кл. (3,5 года), учителей-предметников 7-9-х кл. (3 года), учителей-предметников гимназии (3 года), учителей спец. школ (3 года), учителей трудового обучения (1 год). На пед. практику (теоретич. и прак-тич.) отводится 1,5 года. В высш. пед. школах получают практич. подготовку выпускники ун-тов, намеревающихся заниматься преподавательской деятельностью. Спец. подготовка возлагается на унты, где открыты соответствующие 2-летние отделения (наличие трудового стажа - обязат. условие для поступления).

Осн. центры пед. исследований - унты в Стокгольме, Гётеборге, Мальме, Упсале, Умео, а также высшие пед. школы.

Лит.: С о к о л о в E. M., Шведская школа: система и управление, Директор школы, 1994, № 6; R i с h a r d s o n G., Det svenska skolvasendets historia, Lund, 1968; D a h 11 o f U., Svensk utbildningsplanering under 25 ar, Lund, 1971; Boken от skolan, Stockholm, 1978; Educational reforms in Sweden, P., 1981; Holmer J., Hogre utbildning for lagutbildade i industrin, Goteborg, 1987; Murray M., Utbildningsexpansion, jamlighet och avlankning, Goteborg, 1988, Reuterberg S. E., Svensson A., Social bakqrand: Studiestod och overgand till hogre studier, Stockholm, 1992. Л. Г. Можаева.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета