ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
ШульгинШульгин Виктор Николаевич [10(22).6.1894, Рязань, - 27.10.1965], педагог и деятель образования. Окончил ист. ф-т Моск. ун-та (1917). Зам. рязанского губернского комиссара просвещения (1918). В 1918-22 работал в Наркомпросе РСФСР, в 1922-31 директор Ин-та методов шк. работы (в 1931 Ин-т марксистско-ленинской педагогики). Чл. науч.-пед. секции ГУСа (1921- 1931). После 1932 науч. сотрудник ряда музеев. В 20-х гг. разрабатывал (совм. с М. В. Крупениной) концепцию воспитания нового человека, отвечающего требованиям социалистич. строя. Воспитание трактовал как сложную систему социальных связей и отношений, охватывающих все сферы жизни общества; рассматривал его во всей совокупности стихийных влияний как процесс социализации личности. Считал необходимым включить в сферу пед. анализа деятельность не только школы и семьи, но и всех гос. и обществ, институтов (партии, советов, производств, коллективов, армии и др.). Коллективом Ин-та методов шк. работы под руководством Ш. были разработаны методики изучения среды и её педагоги-зации, апробированы подходы к дифференциации воспитат. возможностей социального окружения в условиях индустр. р-на, с.-х. коммуны и др. Эти исследования противопоставлялись тенденции нач. 30-х гг. к унификации ср. школы. Осн. методом пед. работы считал развитие самодеятельности детей и подростков. Большое значение придавал работе дет. и юношеских объединений, особенно пионерской орг-ции. Фактически Ш. предпринял попытку соединить концепцию Дж. Дьюи с марксистскими принципами воспитания и образования и создать модель нового общеобразоват. института, противостоящего "школе учёбы". В концепции Ш. воспитание коммунистич. морали преобладало над обучением, идеология - над образованием, принципы классовости и партийности - над общечеловеческими ценностями, социальное воспитание - над школьным, политехн. образования - над общим. Такая точка зрения приводила к недооценке роли образования в развитии личности, к трансформации сущности школы как образоват. учреждения в один из факторов социализации. Ш. сформулированы осн. тенденции развития уч. заведения типа школы-коммуны, носящей замкнутый характер, в школу, действующую в тесной связи с окружающей средой и преобразующую её затем в уч. заведение нового типа, основанное на базе широкого политехн. обучения и общественно полезного производит, труда (школа - цех предприятия, отделение колхоза и т. п.). В соответствии с моделью школы, предложенной Ш. и его сотрудниками в 1930-31, учащиеся получали знания непосредственно на предприятиях, в лабораториях, б-ках и т. п. Уч.-воспитат. процесс строился на трудовых основах, на включении учащихся в жизнь предприятия и постепенно перерастал в гипер-трофиров. производств, деятельность. Классы переоборудовались в комнаты самостоят, деятельности учащихся, учебники заменялись спец. рабочими книгами, вводилось комплексное построение уч. программ. В качестве ведущей орга-низац. формы выдвигался метод проектов. Идеи Ш. в пост. ЦК ВКП(б) "О нач. и ср. школе" (1931) были осуждены как "глупая антиленинская идея отмирания школы". После этого он отошёл от пед. деятельности. Соч.: Осн. вопросы социального воспитания, M., 19254; Обществ, работа школы и программы ГУСа, M., 19263; Ленинизм в педагогике, М., 1928; К вопросу о марксистской педагогике, в сб.: Проблемы науч. педагогики, в. 1- 2, М., 1928-29; О воспитании коммунистич морали, M., 19303; На путях к политехнизму, М., 1930; Пятилетка и задача нар. образования, М., 1930. Лит.: Гордин Л., Леев H., B. H. Шульгин, СП, 1984, №7; Вендровская Р. Б., М. В. Крупенина, В. Н. Шульгин, О взаимодействии школы и среды, СП, 1990, №2; Гордин Л., Исследователь и пропагандист марксистско-ленинской педагогики, СП, 1990, № 4. М. В. Богуславский.
|