ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
ШаррельманШаррельман (Scharrelmann) Генрих (1.12.1871, Бремен, - 31.8.1940, Лейпциг), нем. педагог, один из теоретиков реформаторского движения в педагогике Германии нач. 20 в. До 1909 учитель в Бремене, Гамбурге. Уволен за протесты против системы обучения в гос. школах. Занимался лит. трудом. В 1919-26 вновь руководил одной из школ в Бремене. Выступал с резкой критикой традиц. нар. школы с жёсткой регламентацией деятельности учителя и учеников. В представлении Ш. школа должна быть трудовым сообществом детей, к-рые под руководством учителя ставят себе конкретные цели и ищут пути их достижения. Руководство детьми Ш. понимал как сотрудничество, носящее тактичный характер. Отрицал планирование уч. процесса и его методики и отстаивал свободное творчество учителя, основанное на его интуиции и вытекающее из конкретной ситуации. Ш. выступал с позиций педагогики личности. Гл. задачу школы видел в заботе о свободном духовном развитии детей, о выработке у них радостного мироощущения. В этой связи Ш. большое значение придавал самостоят, творческим работам учащихся. Был сторонником эпизодич. и комплексного преподавания и для нар. школы считал неприемлемым систематическое и предметное обучение. Как и мн. представители реформаторского движения, Ш. разделял идеи свободного воспитания. Причислял себя к сторонникам трудовой школы, но по существу отстаивал принципы активного обучения и не стремился знакомить детей с реальной трудовой деятельностью. Соч.: Herzhafter Unterricht, Hamb., 1917; Erlebte Padagogik, Hamb., 19222; Von der Lernschule uber Arbeitsschule zur Charakterschule, Lpz., 1937; в рус. пер.: В лаборатории нар. учителя. Опыт наглядного обучения, П., 19212; Трудовая школа, M., 19242; Методы и техника рассказывания на уроках, М., 1926. Лит.: Пискунов А. И., Проблемы трудового обучения и воспитания в нем. педагогике XVIII - нач. XX в., М., 1976. А. И. Пискунов.
|