Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Вентцель

Вентцель Константин Николаевич [24.11(6.12).1857, Петербург, - 10.3.1947, Москва], педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. Учился в Технол. ин-те (1875-76) и Петерб. ун-те (1876-77). С 1880 участник рев. народнич. движения (в 1885 арестован в Воронеже, выслан). С 1891 работал в статистич. отделении Моск. гор. управы. С 1919 в Воронеже: преподавал в пед. техникуме и ун-те, был организатором и преподавателем Ин-та нар. образования. С 1922 в Москве, на пенсии.

В кн. "Этика и педагогика творческой личности" (т. 1-2, 1911-12) В. выделял 3 важнейшие сферы человеческой деятельности: этическую, направленную на осуществление нравств. идеала; педагогическую, имеющую в виду воспитат. задачи; политическую, задача к-рой - изменение форм обществ, жизни. Подчёркивая взаимообусловленность этих видов деятельности, на первый план выдвигал задачу нравств. совершенствования личности.

Пед. взгляды В. развивались в русле педоцентризма. Совм. с членами комиссии по организации семейных школ Пед. об-ва при Моск. ун-те (О. В. Кайданова, И. И. Горбунов-Посадов, M. M. Клеч-ковский, Н. В. Чехов и др.) разрабатывал основы и принципы свободной школы и свободного воспитания. Гл. задача воспитания - развитие творческой, независимой, самобытной личности, чувствующей свою неразрывную связь и солидарность со всем человечеством. Гл. средство нравств., умственного и физич. развития - творческий производит, труд. В. детально разработал принципы организации воспитат.-образоват. учреждения - Дома свободного ребёнка и пытался реализовать их в Москве (1906-09).

После Февр. революции 1917 социальный переворот мыслил в единстве с пед. революцией, к-рую трактовал как кардинальную реформу воспитания и образования, создающую условия для свободного развития личности. В работах "Как бороться с милитаризмом" (19173), "Современный момент и свободное воспитание" и "Отделение школы от государства и декларация прав ребёнка" (1918) обосновал принцип автономии школы от гос-ва, позволяющий организовать независимое, самоуправляющееся, доступное и бесплатное уч.-воспитат. учреждение, к-рое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Ставя общечеловеческие ценности над классовыми, считал, что школа не должна служить орудием осуществления полит, задач.

В "Декларации прав ребёнка" (одной из первых в мировой практике) в 1917 провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права (в т. ч. на развитие своих способностей и дарований, воспитание и образование, свободное выражение мыслей, создание дет. орг-ций и объединений и др.). Наказания заменялись мерами просветительского характера. Наиб, критику вызвали положения, касающиеся права ребёнка выбирать себе воспитателей, уходить от родителей в случае дурного обращения, не посещать школу в принудит, порядке. Не учитывалось, что В. имел в виду не разрушение семьи и школы, а недопустимость противоправных действий в отношении детей и необходимость предоставления им возможностей активно проявлять свою жизненную позицию.

После Окт. революции выступал против всех форм милитаризации и подавления личности. В 1917-22 разрабатывал принципы построения единой трудовой школы РСФСР. После резкой критики своей пед. концепции, к-рую назвали вредной и реакц. утопией, содействующей контрреволюции и буржуазии (1922), отошёл от активной пед. деятельности. В 20-30-е гг. труды В. посвящены развитию гуманистич. традиций отеч. философии, созданию религии творческой личности, основанной на культе ребёнка и понимаемой им как творческое и сознательное устремление духовно освобождённого человека к высш. нравств. идеалам [неопубл. работы: "Творческое жизнепонимание в христианстве и толстовстве" (1926), "Философия творческой воли" и "Луч света на пути творчества" (1937)].

Разрабатывал новое направление в воспитании - космич. педагогику, высш. цель к-рой - полное освобождение и раскрепощение личности, обладающей собств. нравств. религией и осознающей себя Гражданином Вселенной. Космос (или ноосфера, по В. И. Вернадскому) трактовался В. как целостное единство вселенской жизни и регулятор человеческого общества. Важнейшим нравств. императивом выступало утверждение воспитанником роли своей личности в Космосе, стремление понять его законы.

Мн. идеи свободного воспитания (уважение к личности; создание школы-общины, организованной на принципах самоуправления; творческий характер производит, труда; связь образоват. деятельности с жизнью, природой и др.) нашли применение в строительстве сов. школы.

С о ч.: Осн. задачи нравств. воспитания, М., 1896; Борьба за свободную школу, М., 1906; Этика и педагогика творч. личности, т. 1 - 2, Ми911 -12; Как создать свободную школу. (Дом свободного ребенка), M., 19233; Новые пути воспитания и образования детей, M., 19232; Теория свободного воспитания и идеальный дет. сад, П. - M., 19234; Освобождение ребенка, M., 19233.

Лит.: Чехов Н. В., К. Н. Вентцель (1857 - 1947). [Некролог], НШ, 1947, № 5; Королев Ф. Ф., К. Н. Вентцель - виднейший представитель свободного воспитания (1857-1947), СП, 1964, № 4; Винокуров С. В., Пчельников Т. С., К. Н. Вентцель, в кн.: Видные рус. педагоги в Воронежском крае, Воронеж, 1972; М и - х а и л о в а М. В., Дом свободного ребенка, СП, 1983, № 4.

М. В. Михайлова, Н. В. Богуславский.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета