Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Вессель

Вессель Николай Христианович [22.1 (3.2).1834, Петербург, - 3(16).6.1906, там же], педагог и публицист. Окончил ф-т вост. языков Петерб. ун-та (1855). С 1856 домашний наставник, затем эксперт-педагог МНП. Чл. Учёного к-та (1867-74, 1884-97); чл. Совета министра (1897- 1900) МНП. Чл. Пед. к-та (1874-82, 1897-1901) Воен. мин-ва. Редактировал журн. "Учитель" (1861-64, совм. с И. И. Паульсоном), "Пед. сборник" (1864-82), "Задушевное слово" (1885- 1900) и приложение к последнему "Пед. листок" (с 1887). Один из основателей и секретарь Петерб. пед. об-ва (1869).

Высш. принципом воспитания считал принцип природосообразности. Пед. искусство, по В., заключается в побуждении к самовоспитанию и должно всегда учитывать особенности личности учащегося и совр. состояние просвещения. Пытался разработать и психологически обосновать теорию общего образования, целью к-рого считал полное развитие способностей каждого человека, а результатом - осознание учащимся своих способностей и выбор соответствующей профессии. Решающим для преодоления отрыва школы от жизни считал использование в обучении местного материала (вплоть до создания учебников для отд. местностей). Разработал демокр. систему нар. образования, состоящую из общего и проф. образования, и последовательно (хотя и безуспешно) защищал её в печати и правительств, учреждениях. Составил проекты создания обязат. народной 8-летней школы и 4-летней ср. школы. Широкая сеть проф. образования должна была строиться на основе общего образования. Считая сохранение классич. гимназий временным (до тех пор пока ун-т будет требовать знания древних языков), выступил с программой совершенствования рус. гимназий ("Учебный курс гимназий", 1866): усиление развивающих элементов в обучении, ликвидация перегрузки учащихся и т. д. Предложения В. не были приняты, и по уставу 1871 гимназии остались, по словам В., "несостоятельными и менее всего общеобразовательными" ("лжеклассическими"). В. предпринял издание 4-томного "Руководства к преподаванию общеобразоват. предметов" (1873-74; вышло 2 т.). Важнейшие среди др. работ: "Профшколы и обучение ремёслам" (1881), "Нач. образование и нар. училища в Зап. Европе и в России" ("Рус. школа", 1890-91), "Наша средняя общеобразоват. школа" (1903). Перевёл и дополнил соч. Бенеке: "Опытная психология в применении к воспитанию и обучению детей" (1862) и "Руководство к воспитанию и обучению" (1871-72) и др.

Собиратель нар. песен; вместе с Е. К. Альбрехтом составил сб. "Гусельки" (128 колыбельных, дет. и нар. песен и прибауток..., 18793), "Школьные песни" (115 нар., лит., ист. и воен. песен, положенных для школ, 18792).

Соч.: Очерки об общем образовании и системе нар. образования в России. Вступ. ст. В. Я. Струминского, М., 1959 (библ.): Об осн. положениях педагогики, СШ, 1970, № 12. Ю. Н. Короткое.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета