Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Валиханов

Валиханов Чокан Чингисович (сент. 1835, урочище Кушмурун, ныне в Кус-танайской обл., - апр. 1865, урочище Кочен-Тоган, ныне на терр. Кербулак-ского р-на Талды-Курганской обл.), первый казах, учёный, просветитель. Д. ч. Рус. геогр. об-ва (1857). Родился в семье казах, султана. Окончил Сиб. кадетский корпус в Омске в 1853. Служил в рус. армии (штаб-ротмистр, 1860) и в Азиатском деп. Мин-ва иностр. дел. Участник ряда экспедиций в Ср. Азию и Китай. В 1860-61 в Петербурге познакомился с идеями рус. писателей-демократов, во многом определившими его мировоззрение как защитника интересов своего народа. В трудах по истории и культуре народов Ср. Азии и Сев. Китая, получивших признание науч. общественности России, в переписке неоднократно обращался к проблемам обучения и воспитания. Стремился усовершенствованием системы правления улучшить хоз. состояние и быт казахов. По мнению В., предпосылкой адм. и др. реформ должно быть просвещение народа. Он подчёркивал, что в подготовке реформ первоочередное значение имеет учёт подлинных нац. нужд, особенностей хоз. уклада и нац. традиций казахов, а не интересы правящих сословий. В. критиковал практику обучения детей кочевников муллами и дервишами, как не отвечавшую подлинным интересам народа. Высказывался за обучение казах, детей в рус. уч. заведениях, привлекавших его общеобра-зоват. программой и педагогически рациональными методами обучения. По убеждению В., только научное ("истинное") знание формирует в человеке "спасительный дух сомнения" и умение по-настоящему ценить жизнь и материальное благосостояние. Труды В. были написаны на рус. яз. (большинство их опубл. посмертно; отд. изд. - СПБ, 1904), что затрудняло их доступность казахам. Однако идея о тесной связи рус. и казах. культур получила значит, отклик и была развита в произв. Абая Кунанбаева и И. Алтынсарина. Через труды В. русская общественность познакомилась с историей и культурой казахского народа.

С о ч.: Собр. соч., т. 1-5, А.-А., 1984- 1985 2 (на рус. и казах, языках).

Лит.: Т а ж и б а с в Т. Т., Ч. Ч. Валиханов, в кн.: Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. Вторая пол. XIX в., М.. 1976; Ч. Ч. Валиханов. Аннотиров. указатель лит-ры, А.-А., 1985. Г. М. Храпченков.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета