ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
Возрастная психологияВозрастная психология, отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на разл. возрастных этапах. Включает детскую психологию, психологию индивидуального развития взрослого человека и геронтопсихологию (психологию старости). В дет. психологии в соответствии с, существующей периодизацией возрастного развития (см. Возраст) в качестве относительно самостоят, разделов выделяются психология дошкольника, мл. школьника, подростка и т. д. До кон. 19 в. специфика этапов возрастного развития ускользала от внимания учёных. В частности, весьма распространённым был подход к ребёнку как к "маленькому взрослому", к-рыи отличается от "нормального" взрослого лишь физич. недоразвитостью и недостатком опыта. Соответственно выдвигались рекомендации по обучению и воспитанию детей без учёта особенностей их развития. В кон, 19 в. под влиянием теории Ч. Дарвина эволюц. идеи проникли в психологию. Начала складываться В. п., к-рая оформилась в самостоят, отрасль к сер. 20 в. Её развитие протекало в тесной связи с общей психологией: любая теория дсихикв сталкивалась с необходимостью анализа развития психики в онтогенезе. Осн. методы В. п. - наблюдение и эксперимент. Специфика объекта изучения определяет ведущую роль наблюдения на ранних этапах развития. Естеств. эксперимент используется значительно чаще лабораторного, к-рый малодоступен детям. Важным для отеч. В. п. является особый вариант естеств. эксперимента - формирующий эксперимент: изменения психич. деятельности испытуемых прослеживаются в результате активного воздействия исследователя. Изучение развития психики ребёнка можно вести по методу т. н. поперечного среза, когда исследователь стремится узнать о психол. особенностях данного момента формирования психики. Подобные срезы, неоднократно повторяемые, позволяют получить сведения о значит, числе испытуемых. В др. случае проводится изучение одного и того же испытуемого на протяжении значит, отрезка времени (иногда - ряда лет), последовательно фиксируются изменения в его психике - т. н. продольное исследование. В связи с тем, что психич. развитие человека осуществляется в процессе обучения и воспитания, содержание В. п. тесно переплетается с содержанием педагогической психологии, в ист. развитии они неотделимы друг от друга. Реальное единство В. п. и пед. психологии объясняется общим объектом изучения - развивающимся и изменяющимся в онтогенезе человеком, к-рый в В. п. выступает в динамике и закономерностях возрастного развития, а в пед. психологии - как обучающийся и воспитуемый в процессе целенаправл. воздействий педагога. Лит.: Выготский Л. СРазвитие высш. психич. функций, М., 1960; Возрастная и пед. психология, под ред. А. В. Петровского. М., 1973; Гальперин П, Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н., Актуальные проблемы возрастной психологии" М., 1978: Хрестоматия по возрастной и пед. психологии, под ред. И. И. Ильясова, В. Я.. Ляудис. [т. 21, М.. 1981.
|