Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Экономика образования

Экономика образования, раздел экон. теории, изучающий специфику разл. форм образоват. деятельности как важнейших хозяйственно значимых отраслей духовного произ-ва и нематериального накопления; науч. дисциплина, разрабатывающая конкретные экон. проблемы развития образоват. сферы, рационализации пед. и хоз. деятельности учреждений и органов управления образованием.

Экон. роль общеобразоват. подготовки и проф. квалификации работников подчёркивалась в трудах большинства известных экономистов-теоретиков начиная с 18 в. (У. Петти, А. Смит, Дж. С. Милль, К. Маркс, А. Маршалл и др.). Практич. и науч. интерес к Э. о. возник в России в нач. 20 в. в преддверии индустриализации. Первые, получившие широкую известность расчёты вклада образования в экон. развитие общества относятся к 20-м гг. 20 в. (С. Г. Струми-лин, опиравшийся на предшествовавшие оценки И. И. Янжула, А. И. Чупрова и др.). Реальные предпосылки для развития Э. о. появились к сер. 20 в., когда в большинстве стран мира системы образования превратились в крупные хозяйственно значимые сферы, на к-рые только по затратным статьям нац. счетов приходилось до 8% обществ, продукта. С сер. 50-х гг. Э. о. разрабатывалась в США и странах Зап. Европы, а также в России в связи с необходимостью в резком увеличении гос. и частных ассигнований на финансирование среднего и особенно высш. образования в соответствии с требованиями новой стадии науч. и пром. развития и началом перехода к инновац. экономике.

Потребовались решительная ломка стереотипов обществ, сознания, преодоление взгляда на образование как на периферийную культ.-просвет, область, к-рой достаточно традиц. источников для покрытия своих скромных расходов. Э. о. - одна из самых молодых экон. наук, развивающаяся исключительно высокими темпами. В первой междунар. библиографии исследоват. работ по Э. о. (1966) насчитывалось 800 крупных публикаций, в 1978 - св. 2 тыс., а к сер. 90-х гг. это число, по нек-рым оценкам, удвоилось.

Сформировались осн. понятия Э. о. В Э. о. рассматривается система образования как крупная многоотраслевая сфера деятельности, где создаётся важнейший элемент нац. богатства - фонд знаний, навыков, личных качеств населения и рабочей силы ("фонд образования"), к-рый оказывается самым долговременным из всех совр. активных производств, факторов. В этом качестве образование предстаёт инвестиционной отраслью духовного произ-ва (подобно, напр., машиностроению в системе отраслей материального произ-ва). Внутри сферы образования осн. ресурсом выступает труд учащихся, а затраты на материальную базу, пед. и адм. персонал в экон. плане понимаются как условия и средства, обеспечивающие повышение качества и результативности этого труда.

В развитых странах эмпирич. путём определены ист. тенденции "удорожания" материальных и пед. компонентов затрат на обучение в расчёте на одного учащегося, а также установлена зависимость между уровнем удельных затрат и качеством получаемого образования. Комплексное изучение образоват. систем и рынков труда показало, что наиб, распространённые типы и формы образования находятся в динамич. соответствии со структурой уровня и направленности способностей учащихся и потребностями произ-ва и жизни. Была признана равная необходимость общего и проф. компонентов образования с точки зрения квалификац. требований экономики и развития личности (хотя на рынке труда оценка общего и спец. образования неодинакова из-за различий в источниках финансирования). Обобщённым конечным экон. выражением образоват. "продукции" наиб, часто выступает прирост в заработках, связанный с получением образования.

Центр, раздел экон. теории образования - проблема эффективности. Различаются внешняя, или социальная, эффективность, отражающая воздействие образования на развитие экономики и общества, и внутренняя - относящаяся к уч. заведениям, отд. мероприятиям, учащимся. Система образования стала не только первой из областей нематериальной сферы, но также и первой крупной областью нац. экономики вообще, к к-рой было предъявлено требование её "внешней" экон. эффективности (т.е. возник вопрос о размере вклада её "продукции" в прирост всех компонентов нац. дохода страны).

Первоначально вся огромная стати-стич. величина разницы в годовых или пожизненных заработках между лицами с разл. уровнем образования была отнесена на долю "вклада образования" в уровень и темпы экон. роста. Результаты оказались сенсационными, поскольку на порядок превышали все затраты на обучение. Образоват. фактор был объявлен источником большей части прироста экономики, не связанного с расширением числа занятых. Эти расчёты подверглись критике. Вклад образования был уменьшен за счёт учёта влияния на заработки способностей, социального статуса работников, их семейной среды и др. факторов.

При определении "внутренней" эффективности образования, относящейся к отд. уч. заведениям, мероприятиям, программам, пед. новшествам и т. п., осн. трудность составляет оценка конкретных результатов деятельности. Используются методы анализа: "издержки - выгоды", оперирующий денежными потоками затрат и результатов с обязат. учётом фактора времени на образование (или отдельные их составляющие); "издержки - результаты", первоначально заимствованный из практики экон. оценки систем вооружений и планирования воен. операций (в качестве выражения "эффекта" выступают конкретные параметры: результаты тестирования успеваемости, показатели численности учащихся, процент отсева, социометрич. данные о развитии учащихся, их выгоды потребит, характера, опосредствованные и побочные воздействия на качество жизни, т. н. "экстерналии", и т. п.).

При сравнении альтернативных методов, программ, уч. заведений эти результаты сопоставляются с приведёнными издержками, для стандартизации к-рых разработаны спец. аналитич. методы. Они опираются на возрождённую в 60-х гг. в уч. заведениях мн. стран развёрнутую систему пед. отчётности, содержащую стандарты и системы измерения результатов работы в соответствии с чётко сформулированными уставными задачами каждого образоват. учреждения, оценкой потребности в его услугах, фиксированной процедурой проверки (большие возможности для анализа эффективности даёт, напр., систематически проводимая с 60-х гг. в США нац. оценка успеваемости учащихся, охватывающая все шк. округа страны).

Значит, часть заруб, исследований Э. о. посвящена "человеческого капитала" теории, а также науч. направлениям, выдвигающим на первый план, в противовес инвестиц. концепции, такие аспекты образования, как его роль в выявлении способностей людей и в профессиональном и социальном их ранжировании ("теории фильтра" и примыкающие к ним).

Исследования отеч. учёных, во многом аналогичные разработкам теории "человеческого капитала", начались одновременно с западными, но проводились гораздо менее интенсивно. Осн. науч. направления содержали обоснование превращения систем образования в инвестиц. отрасль в хоз. структуре общества, а также процессов нематериального накопления, подсчёты величины, структуры и динамики "фонда образования", сопоставление характера воздействия уровня образования и производств, опыта на квалификацию, сложность и оплату труда.

Другой блок исследований посвящён связям образования с потребностями "мира труда", профессиональной ориентации и разработке эффективных форм "образования для карьеры". В этой области сформировались два гл. направления. Первое основано на прогностич. определении возможно более конкретных потребностей отраслей в работниках разл. профессий и специальностей, необходимых для них способностей и склонностей, характера и уровня общей и спец. подготовки. Второе направление, указывая на неопределённость тенденций будущего и очевидную ненадёжность планирования в условиях динамичных структурных и качеств, изменений, акцентирует преимущества широкого образования, обеспечивающего проф. мобильность и закладывающего основу для продолжения образования в течение всей жизни человека. В его рамках проводится анализ различий в заработной плате в зависимости от уровня, типа и места полученного образования, причём степень разветвлённости этого анализа позволяет давать весьма индивидуализи-ров. информацию как для населения и уч. заведений, так и для центр, и местных учреждений, ведающих вопросами регионального развития, занятости, переподготовки, социального обслуживания и помощи.

Во мн. странах был проведён анализ спроса, предложения и оплаты труда преподавательских кадров, обнаруживший тесную связь между относительно низким уровнем заработной платы педагогов и качеством обучения. Эти выводы подтвердили правомерность актуальной для мн. стран тенденции относительного повышения социального статуса преподавателей в целом и в особенности приближения уровня их заработка на низших ступенях образоват. системы к заработкам на более высоких.

Наиб, стабильный раздел Э. о. - финансирование образования. Центр, проблема состоит в том, чтобы найти для каждого типа образования и даже для отд. уч. заведений комбинацию источников финансирования, наиб. точно соответствующую потребности в его услугах и реальному адресу получателей их экон. отдачи.

Большой обществ, резонанс вызвало исследование амер. экономистов Э. Хан-сена и Б. Вейсброда, показавших, что из-за особенностей системы налогообложения в Калифорнии население с низкими доходами фактически оплачивало значит, часть издержек вузовского обучения выходцев из состоят, слоев. Признано, что хотя экон. теория не может определить точной структуры возможных частных и гос. плательщиков, она может оценить эффект разных альтернативных объёмов и методов финансирования. Это относится, в частности, к выбору наиб, эффективных схем сочетания платы за обучение и разл. форм помощи студентам (стипендии, займы, оплачиваемая работа и т. п.).

С 80-х гг. на первый план, значительно оттесняя исследования эффективности, выдвигаются вопросы влияния образования на эволюцию социальной структуры общества, поиски возможностей разорвать порочный круг взаимосвязи иму-ществ. неравенства и различий в образоват. возможностях. Для решения этой проблемы (напр., в США) проводятся при гос. поддержке крупномасштабные программы статистич. наблюдения за учёбой и карьерой групп молодёжи в течение неск. десятилетий их жизни.

В поле интересов Э. о. постоянно находятся актуальные проблемы: образование взрослых, в частности переподготовка кадров от безработных до специалистов, обучение разл. групп населения (отсеявшихся из школ, иммигрантов, фермеров), вопросы "утечки умов" и т. д. Потребности этой аналитич. работы вызвали с 50-60-х гг. качеств, переворот в развитии образоват. и трудовой статистики заруб, стран.

С 50-х гг. было осуществлено неск. крупных междунар. программ, экон. оценки и рекомендации к-рых становились частью междисциплинарных исследований, тесно переплетались с использованием результатов пед. поисков и практич. опыта. В Программе разработки уч. зданий (под эгидой ЮНЕСКО и Орг-ции экон. сотрудничества и развития) обобщены спец. техника и процедуры, превращающие потребности уч. технологии в т. н. индивидуализиров. "образовательные спецификации"; ими руководствуются проектировщики и разработчики уч. зданий и оборудования. В результате выработана система материального оснащения образоват. процесса. Согласно этому, основу обычного "технол. процесса" образования составляет науч.-пед. концепция данного уч. заведения, т.е. логика, стадийность, потребности творческого труда учащихся и пед. персонала.

В заруб, странах развиваются прикладные экон. дисциплины. Аналитич. дисциплина "институциональные исследования", разрабатывающая методы сбора и использования информации для всего цикла хоз. затрат и оценки их соответствия "технологии" и задачам уч. процесса для наиб, эффективного использования его ресурсов. В её рамках выделяются направления, такие, как "анализ образоват. издержек", "анализ эффективности техн. средств в образовании". Комплексная концепция экономичности охватывает весь жизненный цикл образоват. фондов (проектирование, стр-во, эксплуатацию, ремонт, ремоделирова-ние). Для каждой стадии устанавливаются "лимиты издержек" (в частности, приведённые к уч. месту, единице площади и т. д.), подлежащие постоянному контролю и строжайшему соблюдению. Детально разработана система сбора первичной информации об издержках.

Др. разновидность прикладной Э. о. составляют управленч. дисциплины - основа подготовки специализиров. менеджеров и администраторов для уч. заведений (т. н. институциональный менеджмент, образоват. планирование). В них систематизируется практика оперативно-хоз. деятельности учреждений и органов управления образованием, структуры учёта и отчётности, нормативов, стандартов и регулирующих правовых установок деятельности, процессов финансирования и т. п. Описание организац.-экон. структур систем образования, уч. заведений, их функций, инфраструктуры в разл. странах относится к дисциплине "сравнительный анализ образоват. систем".

Область науч. исследований по Э. о. включает крупные общие проблемы системы образования: определение общеэкон. целей, выбор приоритетов, рационализацию методов достижения и поиск источников финансирования. Классич. пример - использование в странах Запада неблагоприятных для той или иной страны результатов междунар. сопоставлений с целью обоснования необходимости расширения гос. финансирования образования.

Отеч. исследования по Э. о. активизировались в 60-х гг. В 1965 организована Лаборатория по исследованию проблем экономики нар. образования при МГПИ, к-рая изучала характер и величины воздействия образоват. уровня рабочих на производительность и качество их труда, их способность к повышению квалификации, умение рационально использовать материалы и оборудование, степень участия в рационализации произ-ва, удовлетворённость трудом и уровень дисциплины. Деятельность лаборатории способствовала повышению интереса к Э. о. в вузах страны, проведению межвузовских конференций.

В рамках АН СССР с нач. 70-х гг. независимо от союзных образоват. ведомств в процессе многолетних комплексных исследований была сформулирована и подкреплена расчётами значит, часть актуальных для 90-х гг. предложений по перестройке образования. Обосновывалась необходимость преодоления отставания материально-финанс. оснащения системы образования и перехода на многоканальные источники финансирования, поворота к децентрализации управления, к дифференциации общеобразоват. подготовки в ср. школе, ликвидации крупных структурных перекосов в профилях послесреднего образования, перехода к многоступенчатому высш. образованию, к аккредитации уч. заведений и др. (головные орг-ции - Ин-т мировой экономики и междунар. отношений АН, Мин-во высш. и ср. спец. образования Рос. Федерации). Были осуществлены экон. сопоставления развития отеч. образования с заруб, странами. Однако позитивных результатов борьба против остаточного принципа финансирования образования не достигла.

Определённую роль в России в нач. 90-х гг. сыграли разработки Временного науч.-исследоват. коллектива "Школа". Этот коллектив, в частности, разрабатывал идею решительного перевода образования страны на последовательно рыночную систему конкуренции между уч. заведениями за привлечение учащихся, располагающих гос. финанс. обязательствами - образоват. ваучерами. Однако подобные проекты, в течение десятилетий обсуждаемые за рубежом, не осуществлены ещё ни в одной стране.

В 1992 организован Рос центр экономики образования при МПГУ, к-рый исследует проблемы хоз механизма учреждений образования, разграничения компетенции федеральных, респ и местных органов управления образованием, разработку систем социальной защиты преподавателей Центр координирует работу ряда пед ин-тов по созданию программ и др уч материалов модернизи-ров курса по Э о Нек-рые из ин-тов приступили к подготовке небольших кон-тингентов менеджеров для уч заведений, вводят преподавание образоват маркетинга и др специализиров курсов экон характера

Экон аспектами общих проблем вузов занимается НИИ высш образования, к-рый координирует исследоват работу по федеральной программе развития образования в целом и по отд направлениям (проблемы гуманитаризации обучения, "утечки умов" и др)

Вместе с тем в отеч экон лит-ре и практике Э о трактуется до сих пор гл обр как уч дисциплина по отраслевой экономике В ней обобщаются организа-ционно-экон аспекты деятельности в разрезе всех ступеней и форм обучения, в т ч хоз -управленч функции, структуры затрат и процессов нормирования, планирования и отчетности, характеристики существующей материальной базы и кадрового состава, организации труда и заработной платы преподавателей, порядка финансирования

В социально-экон условиях развития России в 90-х гг содержание учебников Э о устарело по причине радикальной смены юрид и нормативных форм, регулировавших жизнь уч заведений Уч заведения испытывают воздействие всей системы отношений переходного периода Каждое звено системы образования вступает в непосредств связь с рынком труда Оно должно учитывать колебания и структуры заработков данного региона, возможности миграции, приспособленность человека к перемене труда и переобучению, а также обеспечивать взаимодействие с "миром труда" с учетом образоват лага, устанавливать прямые связи с любыми юрид лицами В практику входят разл формы давления обществ сил на органы власти, т с формирование "образоват лобби" типа объединений (союзов, ассоциаций и т и) преподавателей школ, ун-тов, орг-ций, выражающих интересы "потребителей" услуг образования - учащихся, их семей, специалистов-профессионалов, производителей и т и В качестве мощного регулятора развития образования выступает принцип его соответствия потребностям населения и региона

К осн исследоват темам Э о относятся функции менеджеров, их место в системе образоват учреждений, специ-фич критерии для оценок и стимулирования их деятельности, плата за обучение, способы стимулирования качества работы преподавателей, теория неком-мерч орг-ций применительно к уч заведениям (ее налоговый статус, возможности привлечения средств и использования доходов, формы ответственности и отчетности и др), проектирование модели предпринимательского отношения учащихся к обучению и воспитанию, включающей как индивидуальные стимулы, так и экон аспект - насыщение отраслей нар х-ва квалифициров специалистами, создание системы индикаторов развития образования, органически включающей представление о комплексном и долговременном характере ущерба от несовершенства образования, его несоответствия потребностям общества Общенац фундаментальная проблема - сохранение и накопление "человеческого капитала" России Ее экон аспект неразрывно связан с проблемами народонаселения, генетики, социологии, педагогики, психологии

Для решения отечественной Э о этих задач имеется достаточно детально разработанный в зап лит-ре инструментарий модели и критерии индивидуальных решений о вложениях времени и средств в учебу по сравнению с др альтернативами инвестирования, методики исследований уровней окупаемости разл форм и уровней образования и роли способностей работников, модели запаздывающего спроса на специалистов, факторов выбора выпускниками школ разл уч заведений, зависимостей между уровнем образования, способностями и опытом специалистов, качеством обучения и оплатой преподавателей и др

В рамках Федеральной программы развития образования в России (1993) специфика исследований Э о в условиях переходного периода определяется тем, что экономика и общество в стране по параметрам удовлетворения потребностей населения и оснащения сферы образования в целом всегда находились ниже того порога насыщения массовой продукцией первой необходимости, к-рый США и др развитые страны перешагнули десятилетия назад Прогресс в отраслях нематериальной сферы требует перехода на новые экон концепции Э о

Проблематика исследований Э о резко расширяется прежде всего за счет наиб острых хоз проблем, теоретически необоснованных и решаемых практикой методом проб и ошибок, в первую очередь, это касается новых критериев определения места образоват системы в целом и ее гл компонентов в структуре федеральных и местных приоритетов Необходимо пересмотреть сам принцип подхода к определению величины необходимых средств для развития образования, разработав надежные способы измерения индивидуального и социального ущерба от его отставания С др стороны, нуждается во всестороннем обосновании многоканальный принцип формирования источников ресурсов образования, удовлетворяющий критериям рациональности и социальной справедливости

Лит Кольчугина M Б, ФРГ Образование и экономика, M, 1973, Особенноста процесса накопления в развитых капиталистам странах, M, 1978, гл 1-2, Филиппова Л Д, Высш школа США, M, 1981, Капелюшников P И, Совр бурж концепция формирования рабочей силы кри тич анализ, M, 1981, Соколов А И, Япония Экономика и образование, M, 1982, Экономика нар образования, M, 1986, X p o-менков H А, Экономика образования Уч пособие, M, 1987, Экон концепция развития системы образования, M, 1990, Map цинкевич В И, США человеческий фактор и эффективность экономики, M 1991, Щетинин В II Мясников В А, Экономика образования как наука и уч предмет, СП, 1993, №4, SchultzT W, Investment in human capital the role of education and of research, № V, 1970, BeckerG S, Human capital a theoretical and empincal analysis, with a special refrence to education, № V, 19752

B M Марцинкевич

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета