ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
ЭпеЭпе (Ёрёе) Шарль Мишель де (12.11.1712, Версаль, - 23.12.1789, Париж), франц. сурдопедагог. Полуяил богословское и юрид. образование. За отказ подписать клятву католич. священника был отлучён от церкви и потерял право занимать должность священнослужителя. Долгое время занимался юриспруденцией. Началом пед. деятельности принято считать 1760. Первоначально обучал двух глухих девочек. При этом опирался на теорию замещения утраченного органа чувств сохранным, к-рая была выдвинута Д. Дидро и развита им в письмах о глухонемых и слепых, а также на принцип при-родосообразности в педагогике Я. А. Каменского. В практике обучения Э. применял жесты, к-рыми девочки пользовались при общении между собой. Успехи в обучении глухих воспитанниц побудили Э. открыть (1770) в собств. доме в Париже уяще (ин-т) - первое в мире спец. уя, заведение для глухих. Занятия проводились бесплатно с небольшими группами детей; самых бедных учащихся Э. обеспенивал средствами к существованию. Своей целью Э. ставил дать глухим ученикам умственное и нравств. воспитание. Для достижения этой цели он разработал систему обучения (т. н. мимич. метод), основанную на использовании жестикуляторно-мимич. речи как средства познания и общения глухих. Э. считал, что единств, средство вернуть глухих обществу - "научить их слышать глазами и говорить голосом". Нач. период обучения по мимич. методу (накопление словаря) проходил успешно, но изучение грамматич. строя франц. яз. и перевод с языка жестов на словесный и обратно вызывали ряд затруднений. Э. пытался разрешить их посредством механич. включения условных жестов, обозначающих грамматич. и синтаксич. категории. Свои взгляды на роль жестовой, письменной и устной речи в обучении глухих Э. изложил в кн. "Обучение глухонемых посредством метод, знаков" (1776) и "Истинный способ обучения глухонемых, подтверждённый опытом" (1784), а также в полемич. письмах к С. Гейнике. В 1789 ин-т Э. был признан в качестве нац. учреждения. В нём получило сурдр-пед. подготовку значит, число учителей, к-рые впоследствии внедрили метод Э. в практику обучения глухих в разных странах. Система метод, знаков - мимич. метод - оказалась достаточно действенной, хотя со временем претерпела ряд преобразований. Лит.: Красновский А. А., Из истории методов обучения глухонемых (Переписка между Де Л'Эпе и Гейнике), "Изв. АПН РСФСР", 1947, в. 9; Дьячков А. И., Системы обучения глухих детей, М., 1961; Басова А. Г., Егоров С. Ф., История сурдопедагогики, М., 1984, гл. 5; S a v i 6 L., Zivot i delo Sarla Misela de l'Epea, Beograd, 1962. С. С. Степанов.
|