Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Эразм Роттердамский

Эразм Роттердамский, Дезидерий (Erasmus Roterodamus, Desiderius), псевд. Герхарда Герхардса (Gerchard Gerhards) (28.10.1469, Роттердам, - 12.7.1536, Базель), учёный, писатель, богослов, крупнейший представитель христианского гуманизма. В своих многочисл. трудах стремился синтезировать культурные традиции антич. древности и раннего христианства. В богословии избегал догматич. дискуссий, характерных для его времени, стремился толковать Писание в ист. и нравств.-аллегорич. смысле. Осуществил первопечатное издание Нового завета (1517) с обширным комментарием и новым лат. переводом (1519), исправившим многочисл. ошибки принятого в католич. церкви текста (Вульгаты). Это издание стало важным шагом на пути к Реформации, к-рую Э. Р., однако, не принял. Он отвергал радикализм М. Лютера, с к-рым активно полемизировал (трактат "О свободе воли", 1524).

Известнейшее из произведений Э. Р. - шутливая декламация "Похвала Глупости" (написана в 1509, впервые напечатана в 1511 в Париже; лучшее критич. изд. 1898; рус. пер. 1840, 1960). Это своеобразный свод взглядов автора по всем вопросам человеческого существования, покоящийся на двух важнейших для мироощущения Э. Р. тезисах: парадоксальная двойственность всех явлений бытия и пагубность любого эксцесса, одержимости, интеллектуальной ослеплённости. Сущность учения Э. Р. - свобода и ясность духа, миролюбие, воздержанность, здравый смысл, образованность, простота. Идеи Э. Р. получили признание многих наиб, просвещённых людей его эпохи, в частности Т. Мора, с к-рым был связан и личной дружбой.

С 1495 Э. Р. вёл пед. деятельность как преподаватель латыни и риторики; мн. годы был проф. Кембриджского ун-та. Создал ряд произведений, первоначально предназначавшихся для его собственных учеников и впоследствии многократно переизданных в качестве популярных учебников. В соч. "О двойном изобилии слов и предметов" рассматривались начала риторики, грамматики, стилистики и латыни; "Как писать письма" - всеобъемлющее руководство по эпистолярному жанру; "О правильном произношении лат. и греч. речи" - своеобразный опыт сравнит, филологии. К сочинениям, написанным в целях обучения риторике, относятся "Сравнения и уподобления", составленные из фрагментов произведений греч. и лат. античных авторов, а также "Цицеронианец" - диалог о проблеме лит. стиля как отражения изменяющейся культуры.

Э. Р. принадлежит также ряд пед. трудов - "План учения" (1512), "Воспитание христианина" (1514), "О достойном воспитании детей" (1529) и др. Трактат Э. Р. "О приличии детских нравов" (1530) - первое зап.-европ. сочинение о физич. и нравств. воспитании детей раннего возраста. Переложение этого трактата (первый рус. перевод произведений Э. Р.), известное под назв. "Гражданство обычаев детских", появилось в 60-х гг. 17 в. и положило начало особому жанру в рус. лит-ре.

В пед. трудах Э. Р. отвергал господствовавшие в школах и ун-тах методы обучения, основанные на зубрёжке и подражании непререкаемым образцам. Воспитание он рассматривал как формирование человека, поскольку, по его убеждению, судьбы людей в решающей степени определяются полученными в молодости образованием и воспитанием. "Людьми не рождаются, а воспитываются" - таково отличие человека от др. живых существ. Благодаря разуму люди способны совершенствовать свою природу с помощью свободного образования, основанного на принципе свободы воли (к-рой, по Э. Р., обладают даже дети), мудрости и мастерства наставника. Мн. пед. принципы Э. Р. были новаторскими для своего времени и сохраняют значение по сей день. Это прежде всего система-тич. упражнение в лит. "сочинительстве" и отработка собственного стиля путём изучения трудов разных авторов и критич. подхода к ним; предпочтение инди-видуализиров. обучения коллективному, не учитывающему различий в характере и способностях обучающихся; использование принципа состязательности при выполнении заданий; отказ от наказания и унижения отстающих учеников. Гума-нистич. идеи Э. Р. оказали большое влияние на теорию и практику педагогики.

Соч.: Desiderii Erasmi Roterodami Opera omnia..., сига et impensis Petri Vander, Logduni Batavorum. 1703-06, [reprint], v. l-10, [L. - Hildesheim, 1961-62]; Opus epistolarum, v. l- 12, Oxf., 1906-58; Opuscula. A Supplement to the opera omnia, ed. by W. K. Ferguson, The Hague, 1933; Literary and educational writings, ed. by Craig R. Thompson, Toronto, 1985; в рус. пер. - Жалоба мира, в кн.: Трактаты о вечном мире, M., 1963; Разговоры запросто, М., 1969; Филос. произв., M., 1986.

Лит.: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, [Сб. ст.], М., 1969; Маркиш С., Знакомство с Эразмом из Роттердама, М., 1971; Марголен Ж. К., Эразм Роттердамский, "Перспективы", 1994, № 1-2; Huizinga J., Erasmus, Haarlem, 19585; Smith Р., Erasmus. A studi of life, ideals and place in history, N. Y., 1962; Woodward W. H., Desiderius Erasmus concerning the aim and method of education, N. Y., 19642; Ecker t W. P., Erasmus von Rotterdam, Werk und Wirkung, Bd 1-2, Koln, 1967; Tracy J. D., Erasmus, the growth of a mind, Geneva, 1972; Augustijn C., Erasmus von Rooterdam; Leben, Werk, Wirkung, Munch., 1986; Actes du Colloque international Erasme, Tours, 1986; Geneva, 1990; M a r g o l i n J.-C., Erasme, precepteur de l'Europe, P., 1994; Bibliotheca Erasmiana. Catalogue of the works of Erasmus, v. 1-3, Gent, 1983. А. В Михайлов.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета