Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Ярошевский

Ярошевский Михаил Григорьевич (р. 22.8.1915, Херсон), психолог, поч. ч. РАО (1993), д-р психол. наук (1961), проф. (1961). Окончил ЛГПИ (1937). Работал в Ин-те философии АН СССР (1945-51), в пед. ин-тах Куляба, Ленинабада, Душанбе (1951-65), в Тадж. ун-те (1963-65), где создал и возглавил кафедры психологии и эксперим.-психол. лаборатории. С 1965 в Ин-те истории естествознания и техники АН СССР. Репрессирован в 1937-38.

Осн. труды в области истории и методологии психологии и наук о человеке, психологии науч. творчества, науковедения. Исследуя закономерности развития психол. знаний от античности до наших дней, разработал концепцию категориального анализа науч. деятельности, согласно к-рой помимо эмпирико-теоретич. знания выделяется категориальный строй науки как система предельно обобщённых конкретно-науч. понятий, организующая науч. знание и определяющая логику развития науки. На основании этого подхода выдвинул концепцию науч. деятельности (рассматриваемой в единстве её предметно-логического, социального и личностного аспектов), единицей анализа к-рой выступает исследовательская программа. Представление об исследовательской программе как консолидирующем начале коллективной деятельности учёных, реализуемой путём распределения науч. функций (ролей), послужило основанием для разработки программно-ролевого подхода к исследованию науч. коллектива, давшему начало новому направлению - социальной психологии науки. Интеграция дальнейшей работы в этом направлении с историко-науч. подходом привела к разработке ориг. системы понятий, раскрывающей психол. специфику науч. творчества. Тем самым было заложено основание ещё одного направления - ист. психологии науки. Исследования в этой области позволили выявить специфику особой науки о поведении, возникшей в России. Под ред. Я. опубл. исследование "Репрессированная наука" (2 тт., 1991- 1993).

Соч.: Проблема детерминизма в психофизиологии XIX в., Душанбе, 1961; И. М. Сеченов, Л., 1968; Развитие и совр. состояние заруб, психологии, М., 1974 (совм. с Л. И. Анцыферо-вой); Психология в XX столетии, M., 19742; Школы в науке, М., 1977 (ред. и соавт.); История науки и шк. обучение, М., 1978 (совм. с Л. Я. Зориной); Сеченов и мировая психол. мысль, М., 1981; История психологии, М., 19853; Психология. Словарь (ред. совм. с А. В. Петровским), М., 1990; Л. С. Выготский: в поисках новой психологии, СПБ, 1993; Введение в историю психологии, М., 1994; История психологии, М., 1994 (совм. с A. ~А. Петровским), М., 1994; Ист. психология науки, СПБ, 1995; Теория и история психологии, 2 тт., М., 1996. В. В. Умрихин.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета