ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
ГандиГанди Мохандас Карамчанд (Махатма) (2.10.1869, Порбандар, - 30.1.1948, Дели), лидер и идеолог нац.-освободит, движения Индии. Получив в 1891 юрид. образование в Великобритании, до 1893 занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893-1914 служил в торговой фирме в Юж. Африке, где возглавил борьбу индийцев-имигрантов против дискриминации, за демокр. права. В этот период Г. познакомился с трудами Л. Н. Толстого, к-рого считал своим учителем и духовным наставником. Организовал колонии для индейских поселенцев и африканцев сначала возле г. Дурбана ("Феникс"), затем под Йоханнесбургом ("Толстой-фарм"), где осуществлял новые принципы воспитания и обучения детей. Жизнь в колонии основывалась на физич. труде и самообслуживании, ученики обучались к.-л. ремеслу. Преподавались основы религии; обучение велось на родном языке. Главным в воспитании Г. считал "воспитание души". Это достигалось, по его мнению, внедрением в сознание учеников необходимости самовоздержания. Решающая роль отводилась личному примеру учителя. Вернувшись в 1915 на родину, вскоре стал руководителем обшенар. кампаний гражд. неповиновения и несотрудничества с колон, властями под лозунгом независимости и на основе ненасилия. В выдвинутой Г. программе, предусматривавшей обширный комплекс полит, и соци-ально-экон. преобразований, существенное место занимали предложения по реформе системы нар. образования, к-рая, по его мнению, имеет важное обществ.-полит, значение и непосредственно связана с задачами, стоящими перед страной. Существовавшую в Индии колон, шк. систему назвал - "образованием в цепях рабства". Поэтому в качестве одного из существенных элементов антиколон, кампаний ввёл бойкот правительств, школ. Г. разработал проект организации основного образования (1937), под к-рым понимал систему всеобщего начального (7-летнего) обучения на родном языке, предусматривавшего и подготовку по одному из ремёсел (ткацкому делу, прядению и др.). Вместе с тем полагал, что продажа продуктов дет. труда позволит частично оплатить расходы на обучение. Однако трудовое воспитание детей никогда не рассматривал как самоцель, видел в нём "интегральную часть и средство их интеллектуального роста". Он придавал большое значение преподаванию традиц. шк. дисциплин - математики, истории, лит-ры, географии и др., считая их необходимыми для формирования умственного кругозора детей. Ср. образование, по мнению Г., должно учитывать наклонности, способности, стремления и материальные возможности отд. лиц. Он утверждал, что колледжи должны создаваться, финансироваться и управляться пром. магнатами, фирмами, объединениями, а также гос-вом и иметь соответствующие профили - техн.. мед., естеств.-науч., агрономический и т. п. На ун-ты возлагалась обязанность курировать всю сферу нар. образования, направлять уч. процесс, готовить пед. кадры, разрабатывать содержание уч. дисциплин, создавать шк. учебники. Пед. идеи Г. получили практич. воплощение после завоевания страной независимости. Соч.: Educational reconstruction, Seva-Sram, [1956 *]; Basic education, Ahmedabad, ?1956]; The mind of Mahatma Gandhi, Ahmedabad, [1967]; All men are brothers, [N. Y. - P., 1958]; в рус. пер, - Моя жизнь, Ми969. Лит.: Комаров Э. Н., Литман А. Д., Мировоззрение М. К. Ганди, М., 1969; Марты шин О. В., Полит, взгляды М. К. Ганди, М., 1970; Ульяновский Р. А., Полит, портреты борцов за нац. независимость, М., 1980; Горев А. В., М. Ганди, М., 1984; Nair Pyarelal, M. Gandhi - the early phase. v. l, Ahmedabad, 1965; Tendulkar D. G. t Mahatma. Life of M. K. Gandhi, v. 1-8, Bombay, 1951-54; S et h i J. D., Gandhi today, Durham, ?1978]; Mukherjee H., Gandhiji. A stu-dy, New Delhi, 1979"; Fischer H., M. Gandhi, B., 1981. А. Д.. Литман.
|