Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Горбунова-Каблукова

Горбунова-Каблукова Минна Карловна [21.5(2.6).1840, с. Ниж. Шкафт, ныне Пензенской обл., - 1931], деятель проф. образования, первая рус. женщина-статистик, писательница. Внучка латыш, просветителя Г. Меркела. Получила домашнее образование, сдала экзамен на звание учительницы. С 1860 в Москве, преподавала в ремесл. школах для девушек. С 1873 в течение ряда лет выезжала во Францию и Германию для изучения методов жен. ремесл. образования. Преподавала ремёсла в Моск. (Николаевском) ин-те благородных девиц. В 80-х гг. 19 в. по поручению Моск. губ. земской управы изучала жен. промыслы в Моск. губ. В 1880 вела непро-должит. переписку с Ф. Энгельсом по вопросам проф. образования в Англии и России.

В 1887 на свои средства открыла жен. проф. уч-ще, к-рое затем возглавила её дочь В. Лепёшкина (уч-ще В. Лепёш-киной). Уч-ще имело общеобразоват. отделение, дававшее знания за 2 кл. гимназии и готовившее девушек для обучения на отделении учительниц рукоделия и воспитательниц маленьких детей, а также проф. курсы для взрослых женщин (кройка и шитьё, рукоделие, вязание, домоводство, счетоводство).

Г. - видный организатор жен. проф. образования. Сотрудничала с Пост, комиссией по техн. образованию Рус. техн. об-ва, руководила спец. секцией на 2-м и 3-м съездах рус. деятелей по проф. и техн. образованию. С сер. 90-х гг. до 1917 возглавляла комиссию по обучению жен. ремёслам Моск. об-ва распространения техн. знаний при Политехн. музее в Москве. Стремилась привлечь обществ, и частные средства для создания жен. проф. школ. Активно сотрудничала в журн. "Техническое образование", "Русская мысль", "Земство", "Отечественные записки" и др.

Разрабатывая пед. основы жен. проф. образования, Г. выступала против превращения профшкол в "маленькие фабрички", эксплуатирующие детей. Отстаивала единство теоретич. и практич. подготовки, расширение обучения ремёслам девочек в сел. школах, необходимость подготовки учителей - специалистов по жен. ремёслам. Вместе с тем, разделяя идеи либерального народничества, высказывала опасения, что развитие ремесл. образования в деревне будет вести к отрыву крестьян от земли, разрушению традиц. семейных отношений. Предлагала ограничить проф. обучение женщин-крестьянок лишь сферой кустарных промыслов и с. х-ва.

Соч.: О преподавании ремесел в нач. школе, "Земство", 1881, № 52; Противодействие нищенству, "Рус. мысль", 1885, кн. 8; Об обучении рукоделию в сел. школах Моск. уезда, в кн.: 2 съезд рус. деятелей по тех. и проф. образованию в России, М., 1898; Жен. проф. образование после 2 съезда, М., 1903; К. Маркс, Ф. Энгельс и рев. Россия, М., 1967 [переписка Энгельса с Горбуновой].

Лит.: Кирьянова О., Лондон. Ф. Энгельсу, ПТО, 1985, № 11; Осовский Е. Г., Развитие теории проф.-тех. образования в СССР (1917 - 1940), М., 1980. гл. 1. Е. Г. Осовский.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета