Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Гордон

Гордон Гавриил Осипович [26.4(8.5). 1885, с. Спасск Тамбовской обл., - сер. 1930-х гг., Соловки], педагог, проф. (1926). Окончил филос. отд-ние ист.-филол. ф-та Моск. ун-та (1909). В 1906-07 и в 1909 слушатель Марбургского ун-та в Германии. В 1910-14 преподавал в моек, гимназиях. В 1918-20 зав. уездным отделом нар. образования (Моршанск), в 1920 преподавал в Тамбовском ун-те. С 1921 в Москве: проф. ф-та обществ, наук МГУ (до 1925), чл. науч.-педагогич. секции ГУСа (1921-30). В 1924-29 ред. "Педагогич. курсов на дому". В 1926-29 во 2-м МГУ (проф.; учёный секретарь Ин-та науч. педагогики). В нач. 30-х гг. необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно.

Г. - ученик и последователь П. Нато-рпа, развивал идеи социальной педагогики. В 1-й пол. 20-х гг. последовательно выступал против ранней профессионализации, разрабатывал методологич. основы общеобразоват. политехнич. трудовой школы, каждая ступень к-рой, по его мнению, должна иметь самостоят, значение и обеспечивать подготовку уч-ся к жизни. Отстаивал широкое понимание политехнич. школы как не только индустриальной, но и дающей необходимую теоретич. подготовку и знанияв области мировой культуры. Трактовал труд уч-ся не столько как физический, сколько интеллектуальный, основанный на принципе творческой активности, инициативы и самодеятельности. Считал, что трудовые процессы в качестве пед. метода должны входить как интегральная составная часть в содержание образования и учебные программы. Эти установки стремился воплотить в программах ГУСа для школы. Реально оценивая вероятность идеального построения учебно-воспитат. процесса трудовой школы (к-рое понимал как непосредственное "деловое в меру сил участие школьной общины в производственных процессах..."), Г. обосновывал пути реализации трудового метода в школе через постановку проблем организации труда, выдвигаемых конкретной обстановкой, их разрешение путём коллективной общественно полезной работы класса, ориентацию на трудовые потребности местного населения.

Во 2-й пол. 20-х гг. отстаивал необходимость систематич. изучения истории в школе как самостоят, предмета в противовес доминировавшей установке на изучение только обществоведения. Был убеждён, что историч. экскурсы методически полезны при изучении современности, а параллели с современностью содействуют пониманию прошлого. Разработал примерный план изучения истории в семилетней школе: рус. история составляла раздел курса всеобщей истории; в первые три года обучения рассматривались история культуры, затем экон. история, а на 4-5-м году обучения - политич. история соответствующих эпох.

Соч.: Новая школа, "На путях к новой школе", 1922, МЬ 1; Проблема воспитания и образования в сов. гос-ве, там же, 1922, № 3; Рус. школа за рубежом, "Нар. учитель", 1924. № 1; И. Г. Песталоцци, там же, 1927, № 2; Обществоведение и история, в кн.: Осн. вопросы преподавания истории в школе 2-й ступени, М., 1928. М. В. Богуславский.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета