Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Духнович

Духнович Александр Васильевич (24.4.1803, с. Тополя, близ Прешова, Словакия, - 18.3.1865, Прешов), писатель, педагог. Окончил гимназию (1821) и духовную семинарию (1827) в Ужгороде. Был домашним учителем. В 1833-37 приходский священник, с 1843 каноник Прешовской епархии. Преподавал в гор. гимназии. В период подъёма нац.-культурного движения народов карпатского региона (с кон. 40-х гг.) призывал к духовному единению русинов (этнич. общности, сложившейся на ист. территориях Галицкой, Угорской и Буковинской Руси) с рус. народом во имя сохранения (в условиях австр.-венг. власти и многонац. окружения) своей самобытности. Важным средством развития нар. самосознания считал словесное творчество. Мн. произв. и труды написал на т. н. язьгчии, формировавшемся на основе рус. и церк.-слав. языков и местных диалектов. Основал в Прешове Об-во Иоанна Крестителя и "Литературное заведение", с целью поддержки культуры русинов. При участии Д. было открыто св. 70 сел. нар. школ.

Автор пособия для учителей сел. школ "Нар. педагогия" (ч. 1, 1857, "Педагогия общая"), в к-ром изложил своё понимание народности воспитания как естеств. права человека на образование в русле родной языковой культуры. Целью воспитания считал формирование нравств. личности, способной исполнить обязанности гражданина, и патриота. Сущность воспитания (духовного, физич. и трудового) видел в реализации принципа природосообразности, интерпретируемого им как развитие позитивных природных задатков с учётом возрастных особенностей детей. Указывал на необходимость тесной связи семейного и шк. воспитания.

На основе дидактич. принципов, близких выдвинутым Я. А. Коменским, разработал уч.-воспитат. систему для сел. школ. Предложенная Д. программа двухклассной школы, рассчитанная на 6 лет, включала помимо традиц. предметов нач. подготовки географию, ботанику, зоологию, историю, церк.-слав. и нем. языки, практич. дисциплины. Составил и издал первые в Закарпатье шк. учебники для русинов: букварь "Книжица читальная для начинающих" (1847, имела переиздания), учебник географии и истории "Краткий землепис..." (1851), "Сокр. грамматика письменного рус. языка" (1853). С просветит, целями написал "Истинную историю карпато-россов" (1853, изд. в 1914) и др. произв.

Соч.: Сочинения, т. 1 - 2, Братислава - Прешов, 1967-68 (вступит, ст. и справочный аппарат издания на укр. яз.).

Лит.: Аристов Ф. Ф.. Карпато-русские писатели, т. 1, М., 1916 (библ.); на укр. яз. - Никитась В. Л., О. В. Духнович, Ужгород, 1959; P ы ч а л к а М., А. В. Духнович - педагог и деятель народного образования, Прешов, 1959; Науменко Ф. И., Основы педагогики А. В. Духновича, Львов. 1964; Машталер А. В.. Пед. и просветительская деятельность А. В. Духновича, К., 1966-

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета