Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

"Домострой"

"Домострой", др.-рус. свод правил обществ, и домашней жизни (отсюда назв. "Д.", т.е. домоустроение). Время создания и авторство "Д." точно не установлено. Известны редакции "Д.": первая составлена предположительно в Новгороде, в кон. 15 в.; вторая и третья, т. н. "смешанная", - в сер. 16 в. Редактором второй был выходец из Новгорода Благовещенский иерей Сильвестр, входивший вместе с А. Адашевым в "избранную раду" при Иване Грозном. Состав Сильвестров-ской редакции: гл. 1-15 о почитании веры ("духовное строение"), гл. 16-29 о семейной жизни ("мирское строение"), гл. 30-63 о ведениии х-ва ("домовное строение"), гл. 64 - Послание сыну Ан-фиму. В Синодальном списке добавлен "Указ свадебному чину". "Д." относится к числу сочинений т. н. обобщающего характера, типичных для Рус. централи-зов. гос-ва 16 в. "Д." отчасти отражает антич. традицию ("О хозяйстве" Ксено-фонта, 4 в. до н. э.) и сравним с "Рассуждениями об управлении семьи" Пандоль-фини (15 в.) и др. памятниками, передающими быт бюргерства стран Европы (напр., чешская "Книга учения христианского", "Парижский хозяин"). В основу "Д."легли фрагменты из Библии, назидательные соч. предшествующего периода (Златоуст, Измарагд, "Пчела", Златая Цепь, "Поучение" Владимира Мономаха и др.) - Вместе с тем "Д." отражал черты социально-экон. жизни рус. общества 16 в., мировоззрение зажиточного хозяина, к-рый должен быть воспитателем как собств. детей, так и слуг. Детей отец. должен учить знаниям ("вежеству") и рукоделию, воспитывать в них уважение к учителям, вежливое отношение к окружающим людям, особую почтительность к старшим. Детям нужно прививать скромность, честность, трудолюбие, милость, сострадание к бедным, бескорыстие и трезвость. Воспитание следовало осуществлять в духе послушания церкви и гос-ву. Дети обязаны беспрекословно подчиняться родителям, иначе отцу следует применять по отношению к ним физич. наказание, к-рым не рекомендовалось злоупотреблять и тем более превращать в истязание.

Вопреки бытующему мнению "Д." с большим уважением относился к женщине как матери, хозяйке, воспитательнице (гл. "Похвала жёнам"), хотя и ставил выше авторитет мужа-хозяина.

Источи.: Домострой по списку ОИДР, Миз82; "Домострой" Сильвестровского извода. Текст памятника с примечаниями, материалы для сравнит, изучения (образцы "Домостроев": Ксенофонта и трех западноевропейских), объяснит, статьи и словарь, СПБ, 1891; 19113 (Рус. классная б-ка, под ред. А. Н. Чудинова, в. 2); Домострой, в кн.: Памятники лит-ры Др. Руси, М., 1985, с. 70 - 173; Домострой, вступ. ст. и комментарии В. В. Колесова, М., 1990.

Лит.: Орлов А., Домострой. Исследование, ч. 1, Ми917; Некрасов И. С., Опыт ист.-лит. исследования о происхождении древнерус. Домостроя, М., 1873; С о-к о л о в а М. А., Очерки по языку деловых памятников XVI в.. Л1957; Словарь книжников и книжности Древней Руси, в. 2 (2-я пол. XIV -XVI в.), ч. 2, Л., 1989, с. 323 - 333 (библ.). А. И. Рогов.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета