Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Жан Поль

Жан Поль (Jean Paul) (псевд.; наст, имя и фам. Иоганн Пауль Фридрих Рихтер, Richter) (21 3 1763, Вунзидель, Бавария, - 14 11.1825, Байрейт, там же), нем. писатель, педагог. Учился в Лейпцигском ун-те (1781-84), был домашним учителем, преподавал в нач. школе. В молодости испытал значит, слияние Ж. Ж. Руссо. Один из популярных романистов своего времени. Во мн. произв. Ж. П. проблемы воспитания занимают центр, место. Писатель передавал эту проблематику в символически преломленных образах, органично сочетая мн. традиционные поэтич. мотивы и создавая подчеркнуто "экспериментальные" ситуации воспитания. В романе "Титан" (т. 1-4, 1800-03) Ж. II продолжил традицию т. н. княжеского зерцала (наставления государю) и трансформировал ее будущий князь воспитывался как "человек вообще", становясь всесторонне развитой личностью, причем Ж. П. акцентировал именно духовный опыт личности, способность сопереживать с др людьми. Пед. концепция Ж. П. основывалась на этой идее, выраженной и в пед. трактате "Левана, или Учение о воспитании "(издан в 1807, рус пер фрагментов 1830, 1940, 1973). Осн. пафосом произв. Ж. П. была идея внутр. свободы личности, ее совершенствования, независимо от внеш. ограничений. Пед эксперименты кон. 18 в. (И. Б. Базедов и др.) он воспринимал как насильственные Следуя И. Г. Гердеру, полагал, что человек в процессе воспитания призван реализовать свою человеческую сущность. Для этого воспитатель, "человек, освободившийся от пут природы, необходимости", "высвобождает идеального человека, скрытого в каждом ребенке". Воспитат. идеал видел в крепкой духом и телом личности, способной к великодушию и высокому энтузиазму. Осн. пути к достижению этого идеала - жизнерадостность и дружелюбие воспитания. Образ и дела воспитания запечатлеваются в поведении целых поколений, а с каждым из новых поколений "начинается заново всемирная история". Считал, что человечество не может обрести свободы, не достигнув высокого духовного развития. Пед идеи Ж II получили распространение в ий пол. 19 в., в т. ч. в России.

Соч.: Werke hrsg von № Miller Bd l- 6, Munch, 1959-63, Levana nebst padagogi sehen Stucken hrsg von K Lange, Langen-salza 1866, в рус пер - Левана [Отрыв ки], в кн Хрестоматия по истории педагогики т 2 ч 1 М 1940, то же в кн Идеи эстетич воспитания, т 2 М 1973, Пригото вит школа эстетики, М, 1981

Лит Munch W J Paul, der Verfasser der "Levana" B 1907, Rosch H Das padagogische Konzept J M Sailers und J P F Richters [Munch], 1970 (Diss)

А В Михайлов.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета