ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
Изложение учителяИзложение учителя, реализуется в форме беседы, лекции, рассказа, объяснения, инструктажа, монологич. вставок учителя во время самостоят, работы школьников и комментариев к их ответам. Вербальные методы обучения преобладали в практике школы до кон. 19 в. В кон. 19 - нач. 20 вь. в школу внедрялись активные методы обучения. В пед. лит-ре 50-60-х гг. ознакомление учащихся с содержанием обучения посредством слова учителя подвергалось резкой критике. Слуховое восприятие материала считали пассивной деятельностью, направленной на усвоение готовых знаний и не требующей активного мышления. С кон. 70-х гг. отношение к слову учителя в процессе обучения изменилось. Подчёркивалось, что совр. содержание образования, подчас довольно сложное для первичного самостоят, осмысления учащимися, требует изложения его учителем. Появился ряд исследований, посвящённых вос-питат. значению И. у., совершенствованию речевой формы изложения, речевой деятельности учителя и т. д. Вопросы, связанные с И. у., изучаются в рамках психологии труда и личности, пед. общения; проблемы коммуникации и пропаганды знаний; смыслового восприятия речевого сообщения и т. д. И. у. можно рассматривать и как вид взаимодействия учителя и учащегося, речевого общения, и как процесс рефлексивного управления познават. деятельностью учащегося. Это и передача информации, и один из видов ораторского и сце-нич. иск-ва, и способ самовыражения личности учителя. Деятельность учителя в процессе изложения направлена на передачу уч. материала, установление контакта с классом, побуждение учащихся к слушанию, управление их вниманием и пониманием, собственную реакцию на изложение. И. у. связано со всеми звеньями процесса обучения. Оно применяется при постановке познават. задачи, при любом способе предъявления нового уч. материала, организации самостоят, работы учащихся, реализации обратной связи и контроле за деятельностью школьников и т. д. И. у. входит во все методы обучения. Нек-рые из его функций внутренне присущи тому или иному методу, для реализации др. функций (напр., мотивацион-ной, ориентационной, управленческой) нужны спец. условия. И. у. связано со всеми средствами обучения: микротексты, сопровождающие уч. радио- и телепередачи, повышают пед. эффект воздействия их на учащихся. Сочетание И. у. и учебника достигается в том случае, когда учитель, не повторяя текста учебника, может заинтересовать ученика, обеспечить первичное понимание наиб, важного материала, дать ориентиры для самостоят, работы с книгой. В основе слухового восприятия лежат психол. процессы (внимание, представление, память, мышление). На эффективность их протекания влияют доступность И. у., содержательность и степень новизны, отличие от текста учебника в единстве с ориентирами понимания его, речевая форма и эмоциональность, контакт с классом и управление мыслит, деятельностью учащихся в процессе восприятия и т. д. Структура И. у., его содержание, объём зависят от дидактич. цели, особенностей уч. материала, подготовленности класса и психол. климата в нём. На разных ступенях обучения И. у. отличаются не только объёмом, привлекаемым материалом, но и опорой на жизненный опыт учащихся. И. у. достигает цели, если реализуются в единстве все его функции: информативная, коммуникативная, управленческая, мотивационная, ориентацион-ная, развивающая, воспитывающая, самореализации личности учителя. Информативность И. у. характеризуется научностью, глубиной проникновения в сущность явлений, связью уч. материала с жизнью, раскрытием перед школьниками путей развития науки в зависимости от потребностей общества и т. д. Повышение информативности И. у. связано с его доступностью, к-рая проявляется в языке, речевой форме, логичности и доказательности, целостности всего материала и отд. его блоков, компактности и обозримости, наглядности и т. д. Доступность И. у. во многом зависит от эмоциональности учителя, его умения руководить познават. деятельностью школьников во время своего монолога. Корректируя рассказ, добавляя избыточную информацию и т. д., учитель привлекает внимание учащихся. Применяются также риторич. вопросы, внутренне диа-логизированное изложение, включающее противоречия и вопросы, направленные на их обнаружение. Основой контакта с классом при изложении уч. материала является отношение учителя к своему предмету, его разносторонняя эрудиция, уверенность в себе, уважение к ученикам. Типы И. у. В традиционном (нестандартизованном) изложении содержание и формы передачи уч. материала варьируются в зависимости от дидактич. цели, специфики предмета, элемента содержания, вида и направленности знаний, подготовленности класса, его особенностей и личности учителя. Реализуются все функции обучения, наименее жёстко - функция управления познават. деятельностью учащихся, т. к. ежедневный контроль усвоения у всех учащихся невозможен. Стандартизованное изложение (его содержание не зависит от пед. факторов и личности учителя) допускает жёсткое управление познават. деятельностью всех учащихся, ежедневный контроль усвоения. Внутри такого изложения условно можно выделить программированное изложение (см. Программированное обучение) и изложение на основе "листов с опорными сигналами" (В. Ф. Шаталов). И. у. второго вида позволяет стандартизировать контроль, усилить взаимоконтроль учащихся и приводит к усвоению минимума знаний всеми школьниками. Лист с опорными сигналами (система взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков, чертежей, формул с кратким выводом) - наглядный целостный образ информации, подлежащей усвоению. Избыточной информации листы с опорными сигналами не содержат. Они позволяют учащимся прочно усвоить значит, объём информации без перегрузки за более короткий срок, чем предусмотрено программой. Однако в листах с опорными сигналами нельзя закодировать всё уч. содержание даже по естеств.-науч. дисциплинам, тем более по гуманитарным, особенно по лит-ре, где гл. источником информации является само худож. произведение. С помощью листов с опорными сигналами трудно передать мировоззренческие, теоретич. знания большой обобщённости, методол. и оценочные знания. Лит.: Львова Ю. Л., Слово учителя, в её кн.: Творческая лаборатория учителя, М., 1980; Кулюткин Ю. Н., Б о ж к о H. M., Психол. требования к речи учителя, "Вечерняя ср. школа", 1983, № 6; 3 о p и н а Л. Я., Слово учителя в уч. процессе, М., 1984. Л. Я. Зорина.
|