Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Инвалиды

Инвалиды. Психолого-педагогические аспекты реабилитации. Лат. слово "инвалид" (invalid) букв, означает "непригодный" и служит для характеристики лиц, к-рые вследствие заболевания, ранения, увечья ограничены в проявлениях жизнедеятельности. В рус. языке это слово укоренилось в 18 в.; первоначально инвалидами называли бывших военнослужащих, к-рые по состоянию здоровья не могли себя обслуживать. Позднее, в 19 в. к И. стали относить лиц, полностью или частично утративших возможность заработка в связи с состоянием здоровья. Долгое время при характеристике И. акцент делался именно на профессионально-трудовой стороне жизнедеятельности. Поскольку инвалидность является препятствием к полноценной проф. деятельности и лишает человека возможности самостоятельно обеспечить своё существование, преим. внимание до сер. 20 в. уделялось мед. аспектам нарушений трудоспособности и проблемам материальной помощи И.

До нач. 20 в. в России и за рубежом осн. внимание уделялось призрению И. гл. обр. за счёт благотворит, пожертвований. Создавались соответствующие учреждения, призванные восполнить недостаток материальных средств к существованию И. Важная роль в благотворит, помощи И. принадлежала релаг. орг-циям.

В нач. 20 в. были высказаны идеи о необходимости такой помощи, к-рая давала бы И. возможность вести достаточно самостоятельный образ жизни. Было пересмотрено и само понятие "инвалидность", к-рое с тех пор расценивается как сложная биопсихосоциальная категория.

По данным ООН, в нач. 90-х гг. в мире насчитывалось ок. 500 млн. И. (примерно 10% населения); в промышденно развитых странах этот показатель выше среднемирового, напр, в США насчитывается 46 млн. И. (ок. 20% населения). В Рос. Федерации в 1990 на учёте в отделах социального обеспечения состояло ок. 3,4 млн. И., однако по разным оценкам общее число И. составляло св. 8 млн. чел.; детей и подростков до 16 лет, к-рые относятся к категории И. и получают соответствующие пенсии и пособия, состояло на учёте св. 295 тыс.

Для человека, ставшего И., начинается новый этап жизни: деформируются привычные жизненные стереотипы, нарушается сложившаяся система социальных контактов, меняется обществ, статус личности, появляются барьеры на пути осуществления важнейших биол. и социальных потребностей. Общество вынуждено тратить значит, материальные средства, компенсируя выключение И. из осн. сферы жизнедеятельности - труда. С учётом этих обстоятельств начала развиваться реабилитация как наука и как система мер, направленных не только на уменьшение воздействия инва-лидизирующих факторов и условий, но и на обеспечение возможности для И. достичь социальной интеграции, вернуться либо максимально приблизиться к полноценному обществ, бытию.

Необходимость развития реабилитации И. продиктована не столько её экон. значимостью (т. е. уменьшением доли затрат общества на помощь И.), сколько возрастающим пониманием того, что в гармоничном обществе все его члены должны иметь возможности для наиб, полной самореализации, что инвалид в большинстве случаев способен отвечать за себя наравне со здоровыми людьми и нуждается в помощи лишь для того, чтобы справиться с определёнными трудностями, вызванными нарушениями функции организма.

Началом организов. междунар. политики в сфере реабилитации И. принято считать основание в 1922 орг-ции "Международная реабилитация". В 1933 в Нью-Йорке под руководством Дж. Смита был создан Ин-т калек и инвалидов - первый в мире центр всесторонней реабилитации.

В 1930 в Москве был создан Н.-и. ин-т экспертизы трудоспособности, впоследствии переименованный в Центр, н.-и. ин-т экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (ЦИЭТИН). Первоначально осн. внимание учёных уделялось экспертизе остаточной трудоспособности И. и оценке проф. пригодности для выполнения той или иной работы. Однако уже в 30-х гг. велись также исследования по компенсации нарушенных психич. функций, разрабатывались методы и приёмы проф. обучения нек-рых категорий И. (в частности, при инвалидности как следствии психич. заболеваний).

Реально понятие реабилитации было внедрено в мед. практику и трудовую экспертизу лишь в 60-70-х гг. Над методологией этого науч.-практич. направления плодотворно работал психиатр M. M. Кабанов. Он указывал, что реабилитация - это не просто профилактика, лечение и трудоустройство, а принципиально новый подход к больному, повторная социализация, восстановление личного и социального статуса инвалида. Кабанов определил осн. стержень реа-билитац. программ - апелляция к личности. Им были сформулированы гл. принципы реабилитации: партнёрство медика и инвалида, активное участие больного в реабилитации; разносторонность усилий (сочетание профессиональной, семейной и мн. др. сфер реабилитации); единство психосоциального и биол. методов воздействия, ступенчатость, по-этапность.

В. П. Беловым, возглавлявшим в 70-е гг. ЦИЭТИН, были выделены этапы реабилитации: медицинская (комплекс разл. форм восстановит, лечения), профессиональная (врачебно-трудовая экспертиза, проф. обучение и переобучение, рациональное трудоустройство), социально-психологическая (активное психотерапев-тич. воздействие на личность больного с целью восстановления социальных связей). Сотрудником ЦИЭТИН В. М. Коганом была разработана классификация типов нарушения умственной работоспособности при инвалидности и было положено начало разработке соответствующей классификации профессий, наиб, адекватно соответствующих требованиям реабилитации И. Т. о., наметился отход от традиционно узкой нозологической трактовки инвалидности в профориентации и трудоустройстве, к-рый, однако, в реальной практике органов социального обеспечения не преодолен по сей день; трудовые рекомендации строятся по схеме конкретное заболевание - варианты конкретных профессий.

Успешность реабилитации зависит от учёта ряда психол. и пед. факторов. К одной группе таких факторов относятся первичные нарушения, вызванные самим заболеванием (расстройства высших психич. функций, выраженные асте-нич. проявления и т. п.). Эти и подобные нарушения могут резко затруднить процесс обучения новой профессии, адаптации в новых условиях производств, деятельности, а в ряде случаев препятствуют даже восстановлению утраченных вследствие заболевания навыков самообслуживания .

К др. группе факторов относятся вторичные нарушения, вызванные болезнью и инвалидностью. Как указывал Л. С. Выготский, решает судьбу личности не дефект, а его социальные последствия. Реакция И. на своё состояние может быть различна и нередко препятствует социально-трудовой реабилитации. В общем виде реакции такого рода можно подразделить на следующие типы: адекватный (соответствующий объективному состоянию человека), ипохондрический и анозогнозический. Неадекватные типы реакций негативно влияют на возможности реабилитации: при ипохондрич. типе наблюдается слабость побуждений, заниженная самооценка здоровья, неверие в свои возможности и как следствие - нежелание активно включаться в реабилитац. процесс; при анозогнозич. типе - отрицание к.-л. влияния болезни и инвалидности на возможности человека, нежелание изменить свой образ жизни в соответствии с возможностями - нередки случаи столкновения с непреодолимыми препятствиями, приводящие к фрустрации, к краху жизненных планов, отрыву от реальности.

Третья группа факторов, влияющих на возможности реабилитации, связана с взаимоотношениями И. и общества. Болезнь и инвалидность, наступившие в зрелом возрасте, нередко ведут к изменениям мотивационно-потребностной сферы, ценностных ориентации и др. личностных характеристик. Чувство зависимости от других людей, потребность в особых условиях нередко влекут за собой снижение самооценки, чувство неполноценности, ущербности, эмоционально-волевые нарушения, сужение круга общения из-за невозможности в полной мере выполнять прежние социальные роли. Всё это также отрицательно сказывается на социальной адаптации инвалидов. С другой стороны, специалисты отмечают, что и отношение здоровых к инвалидам отмечено недоверием, напряженностью, неприязнью, доходящей до враждебности. Инвалидам приписываются такие черты, как хитрость, озлобленность, лицемерие, недооценка своих трудовых возможностей, недоброжелательность, завистливость и т. п. Инвалидов оценивают скорее на основании групповой принадлежности, чем индивидуальных характеристик. Такое отношение усугубляет изоляцию инвалида от привычного социального окружения (включая семью), влечёт трудности в устройстве на работу.

Названные факторы определяют круг практич. задач реабилитации инвалидов: определение социальных, психол., образовательных и проф. параметров места, где инвалид может быть оптимально трудоустроен; помощь инвалиду в оценке своего состояния, в формировании адекватного представления о своей болезни, эмоциональная поддержка в периоды депрессии, помощь в развитии навыков общения; определение соматич. и психич. симптомов, устранение или ослабление к-рых возможно мед. средствами, направление инвалида в соответствующее мед. учреждение; проведение тестирования для определения особенностей психич. деятельности, личностных характеристик, проф. интересов в целях профориентации.

Важной задачей является совершенствование системы проф. обучения и профориентации И. В нач. 90-х гг. в России действовало св. 50 уч. заведений для инвалидов, где они обучались по 21 профессии, основными из к-рых являлись портной (39,1%), бухгалтер (17,9%), механик (13,4%), обувщик (4,7%), часовщик (3,7%). Согласно психол. классификации Е. А. Климова, эти профессии принадлежат к типам "человек - знаковая система" и "человек - техника". Однако установлено, что мн. инвалиды молодого возраста предпочитают профессии типа "человек - человек к Серьёзную проблему представляет комплектование уч. заведений для инвалидов. До нач. 90-х гг. этот процесс осуществлялся стихийно, в результате чего в одном классе обучались лица разных возрастных групп, а также страдающие разл. формами патологии - сердечно-сосудистыми, психич. заболеваниями, нарушениями опорно-двигат. аппарата и др. При этом часто не учитывались особенности инвалидов ст. возрастной группы, к-рые, имея проф. навыки, нуждаются не в обучении, а в переобучении.

Специфика разл. нарушений требует соответствующих программ и методов обучения и часто специализиров. уч. заведений. Совершенствование дифферен-циров. системы обучения инвалидов может осуществляться за счёт реализации принципов: учёт структуры нарушений психич. и интеллектуальной деятельности, а не усреднённого образа заболевания; опора на сохранные психич. и физич. функции; использование прошлого проф. опыта И. В России в вузах обучалось незначит. число И.; в 1991 на очных отд. 136 вузов насчитывалось 648 студентов-инвалидов. Первые спец. вузы для И. открыты в Москве: Ин-т иск-в (1990), Моск. ин-т-интернат для И. с нарушением опорно-двигат. системы (1991).

Инвалидность в детском возрасте. Нек-рые формы наследств. патологии, родовые травмы, а также тяжёлые заболевания и травмы, перенесённые в детстве, могут явиться причиной того, что ребёнок раннего возраста, ещё не прошедший важнейших этапов социализации, оказывается инвалидом. В дефектологии подробно изучена специфика сенсорных, речевых, интеллектуальных и двигат. нарушений, свойственных аномальным детям. Конкретный дефект (потеря зрения или слуха при аномалиях соответствующих анализаторов, моторные нарушения при дет. церебральном параличе и др.) накладывает специфич. отпечаток на формирование познават. процессов личности ребёнка. Однако не все аномальные дети могут быть отнесены к И. Значит, часть детей с сенсорными дефектами при помощи спец. средств коррекции (слуховые аппараты для слабослышащих, очки и контактные линзы для слабовидящих) способны в определённой мере преодолеть ограничения, накладываемые дефектом. В результате коррекционно-воспитат. работы они достигают практически полной социальной адаптации и способны к обществ, и проф. самоопределению. Аномальные дети с лёгкой интеллектуальной недостаточностью также в пределах своих возможностей достигают приемлемого уровня социальной адаптации и не могут быть оценены как И.

В то же время среди детей-инвалидов немало тех, кого не следует относить к категории аномальных детей, т. к. физич. дефекты в ряде случаев не приводят к аномальному развитию. Это касается прежде всего детей, к-рые в результате травм и заболеваний оказываются ограниченными в движениях, но сохраняют свойственный их возрасту нормальный уровень психич. развития.

Специфика дет. инвалидности состоит в том, что ограничение жизнедеятельности в этом случае возникает в период формирования высших психич. функций, усвоения знаний и умений, становления личности. Инвалидность, наступившая в зрелом возрасте, требует восстановления (хотя бы частичного) социальных функций человека на основе уже сформировавшейся личности; дет. инвалидность представляет ещё более серьёзную проблему, поскольку накладывает ограничения не только на проявления личности, но и на её формирование.

Дети-инвалиды лишены доступных их здоровым сверстникам каналов получения информации: скованные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, они не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта. Они также часто испытывают затруднения в предметно-практич. деятельности, ограничены в проявлениях игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших пси-хич. функций.

Отрицат. эмоциональные переживания, хронич. неудовлетворённость и т. п. могут приводить к патологич. изменениям характера, искажениям в формировании личности. Все эти особенности детей-инвалидов требуют особого подхода в обучении и воспитании.

Специфика воспитания детей-инвалидов состоит в преимущественно коррек-ционной направленности этого процесса. От лиц, осуществляющих обучение и воспитание, прежде всего требуется максимально расширить возможности детей для освоения предметно-практич. и тео-ретич. опыта. Следует стремиться в наибольшей мере преодолеть накладываемые инвалидностью ограничения. Особого внимания требует эмоциональное развитие таких детей. Необходимо в доброжелательной и поощрительной манере формировать у них адекватную самооценку и уровень притязаний, стремление к развитию тех способностей и склонностей, к-рые могут способствовать макс, самореализации. Создание соответствующих этим требованиям условий - комплексная проблема; её решение во многом зависит от гуманистич. ориентации общества и принятых социально-экон. механизмов реабилитации И.

Научные организации в сфере реабилитации. В Рос. Федерации разработкой психолого-пед. и социально-психол. аспектов реабилитации И. занимаются ЦИЭТИН в Москве и его филиал в Ростове, Н.-и. ин-т экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов, Психоневрологич. ин-т им. В. M. Бехтерева - оба в Санкт-Петербурге. ЦИЭТИН ежегодно выпускает три сборника науч. тр.: "Проф. ориентация, проф. обучение и трудовое устройство инвалидов", "Психол. исследования в практике' врачебно-трудовой экспертизы", "Актуальные вопросы социально-трудовой реабилитации инвалидов". В журн. "Здравоохранение Российской Федерации" имеется спец. раздел, поев, вопросам социально-трудовой реабилитации.

Наиб, крупные заруб, орг-ции, занимающиеся проблемами реабилитации И.,- "Международная реабилитация", осн. в 1922 и насчитывающая 135 организаций-членов из 81 страны; "Нац. центр средств обучения калек" (National Center on Educational Media & Materials for the Handicapped, Колумбус, США); "Нац. ассоциация реабилитационного консультирования" (National Rehabilitation Co-unseling Association, Вашингтон, США).

Статьи, поев, психолого-пед. аспектам реабилитации, публикуются в журн. "International Rehabilitation Review" ("Междунар. обозрение реабилитации", США), "Journal of Rehabilitation" ("Журнал реабилитации", США), "Die Rehabilitation" ("Реабилитация", ФРГ) и др.

Лит.: Методологич. и организационные вопросы реабилитации инвалидов, М., 1973; Клинич. и организационные основы реабилитации психически больных, М., 1980; Айшервуд M. M., Полноценная жизнь инвалида, пер. с англ., М., 1991; W r i g h t G. N., Total rehabilitation, Boston, 1980. H. Б. Шабалина, Т. А. Добровольская; С. С. Степанов (Инвалидность в детском возрасте).

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета