Rambler's Top100

ФОРУМ "ТРУДНЫЕ ДЕТИ"





Форум временно законсервирован, причины смотри здесь.

Теперь доктор Лев Пережогин осуществляет бесплатные онлайн-консультации на своем персональном сайте drlev.ru



ТРУДНЫЕ ДЕТИ > ФОРУМ

ДИАГНОСТИКА ПРОЦЕССУАЛЬНОГО РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА

 
Тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Обзор журналов и короткие научные сообщения
Автор Сообщение
Барыльник Ю. Б.
Гость





Добавлено: Пн Май 14, 2007 8:47 pm    Заголовок сообщения: ДИАГНОСТИКА ПРОЦЕССУАЛЬНОГО РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА

КЛИНИКА И ДИАГНОСТИКА ПРОЦЕССУАЛЬНОГО РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА, РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ НА ФОНЕ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ ПСИХИЧЕСКОГО ОНТОГЕНЕЗА ДЕТЕЙ
Барыльник Ю. Б., Карабанова Е. В.
ГУЗ «Саратовская областная психиатрическая больница Святой Софии», г. Саратов
Целью настоящей работы являлся анализ особенностей клиники, течения и прогноза процессуального раннего детского аутизма, развивающегося на фоне аутистического дизонтогенеза, опережающего и нормального развития.
На базе детского и диспансерного отделений СОПБ «Святой Софии» с 2002г. по 2006г. было обследовано в динамике 25 детей с диагнозом процессуальный ранний детский аутизм от 2 до 9 лет. Средний возраст на момент первичного осмотра составил 5 лет 6 месяцев. Соотношение мальчиков и девочек 1:11,5. В 9 наблюдениях (36%) наследственность отягощена эндогенными заболеваниями либо психопатиями шизоидного круга у ближайших родственников. У остальных детей (64%) наследственной отягощенности не прослеживалось. Шизофренический процесс начинался в возрасте от 0 до 3 лет, либо в возрасте 3-5 лет. Нарушения психического развития наступали аутохтонно, подостро, реже остро. По вариантам развития, предшествовавшим возникновению шизофренического процесса, выделялись три группы детей.
В первой группе - 14 детей (56%) заболевание развивалось на фоне аутистического дизонтогенеза. Начиная с первого года жизни дети не реагировали на физический дискомфорт, были пассивными, не выделяли мать, мало интересовались игрушками, не позволяли себя пеленать.
В клинической картине процессуального раннего аутизма у детей на фоне нарастающей аутистической симптоматики обнаруживались проявления регресса ранее приобретенных навыков, кататоническая симптоматика. Дети избегали общения с родными и другими детьми,
не реагировали на обращенную к ним речь, не смотрели в глаза собеседнику, экспрессивная речь упрощалась, становилась смазанной, шепотной, бормочущей, появлялись эхолалии, неологизмы, личные местоимения дети заменяли местоимениями во втором и третьем лице. Почти полностью утрачивалась коммуникативная функция речи. Дети не интересовались новым, их активность падала. Внимание детей становилось отвлекаемым, взгляд блуждал по окружающим предметам, не задерживаясь на них. В то же время внимание привлекала текущая из крана вода, дождь, пересыпание песка, крупы. Игровая деятельность обеднялась, утрачивалась сюжетность игр. Целенаправленные действия исчезали. Дети теряли ранее приобретенные навыки опрятности, неряшливо ели, утрачивали реакцию на голод, отказывались от одних блюд, требуя изо дня в день другие. Дети становились «холодными», ко всему безучастными, не реагировали на разлуку с матерью. Нарушался сон.
У детей обнаруживались кататонические симптомы в форме стереотипных подпрыгиваний, раскачиваний, бега по кругу, вычурных движений руками, они лизали, обнюхивали предметы, постукивали ими. Появлялось цыпочковое отталкивание от опоры при ходьбе. На этом фоне периодически возникали состояния кататонического возбуждения с прыжками, лазанием, бегом по кругу, импульсивными действиями, гримасами. Подобные состояния сменялись негативизмом, они сбрасывали одежду, не глотали пищу, удерживали воду во рту.
После смягчения психотической симптоматики дети начинали активнее реагировать на окружающих, слушать обращенную к ним речь. Частично восстанавливалась коммуникативная функция речи, а так же навыки опрятности и самообслуживания. Психоречевое развитие значительно отставало от возрастных норм. Формировался тяжелый олигофреноподобный дефект.
У двух детей (8%) симптомы процессуального РДА остро развивались на фоне опережающего развития, после провокации (наказание, разлука с матерью). У детей не наблюдался регресс ранее приобретенных навыков, игровой деятельности. Общение со сверстниками и родными нарушалось, но не так грубо как у детей первой группы. Когнитивные функции страдали в период выраженной психопродуктивной симптоматики, которая была представлена расстройствами восприятия, страхами, депрессией. Кататонические симптомы в этих случаях были нечетко выраженными, это были мутизм, негативизм, отказ от воды, еды. У обоих детей отмечено враждебное отношение к матери, «давай тебе ручки сломаем, головку», аутоагрессивные тенденции, дети отказывались от ласки, утешения, предпочитали быть в одиночестве. Выход из психоза был постепенным: уменьшалась выраженность аффективных расстройств, мутизм заменялся избирательным отказом от общения с чужими людьми, несколько упорядочивалось поведение. Когнитивные функции частично восстанавливались после купирования психопродуктивной симптоматики.
В третьей группе - 9 детей (36%) на фоне нормального психического развития процессуальный РДА дебютировал в возрасте 3 лет и старше. Дети постепенно замыкались, их мимика становилась бедной, они избегали общения со сверстниками и визуального контакта, предпочитая одиночество. Речь детей становилась вычурной, пафосной, изобиловала штампами. Нарушения когнитивных функций были представлены расстройствами ассоциативного процесса, неясностью мышления, повышенной отвлекаемостью внимания. Интерес к игрушкам утрачивался. Продуктивная симптоматика была представлена расстройствами восприятия - обонятельными, вкусовыми, элементарными зрительными обманами, страхами и нарушениями сна. Дети становились менее яркими, эмоции тускнели, блекли, симбиотическая связь с матерью сочеталась с периодами негативизма, агрессии по отношению к ней. Заболевание протекало волнообразно с периодами обострений и послаблений симптоматики, формировалась диссоциированная задержка психического развития, контакт со сверстниками в полном объеме не восстанавливался.
Таким образом, клиника и динамика процессуального РДА в значительной степени определяется особенностями психического онтогенеза детей до начала болезненного процесса.
Эта тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Обзор журналов и короткие научные сообщения

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru