Rambler's Top100

ФОРУМ "ТРУДНЫЕ ДЕТИ"





Форум временно законсервирован, причины смотри здесь.

Теперь доктор Лев Пережогин осуществляет бесплатные онлайн-консультации на своем персональном сайте drlev.ru



ТРУДНЫЕ ДЕТИ > ФОРУМ

ЭТАПЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С КОГНИТИВНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ

 
Тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Обзор журналов и короткие научные сообщения
Автор Сообщение
Калачева И. О.
Гость





Добавлено: Пн Май 14, 2007 8:59 pm    Заголовок сообщения: ЭТАПЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С КОГНИТИВНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ

ЭТАПЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С КОГНИТИВНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ И НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ
Калачева И.О., Карнаухова Е.Н.
ФГУ «ГНЦ ССП Росздрава», г. Москва ДПБ №6, г. Москва.
В дошкольном отделении (4-7лет) на протяжении длительного времени проводится комплексная реабилитация больных с задержкой психоречевого развития и гиперкинетическим синдромом. В течение года лечение проводится 200-250 пациентам.
Больные поступают одномоментно, курс лечения длится 45 дней, который можно условно разделить на этапы.
1 этап - диагностический и является одним из основополагающих. В течение недели с момента поступления проводится обследование психиатром, дефектологом, логопедом, психологом, при необходимости большинству детей проводится ЭЭГ, ЭХОЭГ, РЭГ. для уточнения и выбора наиболее дифференцированной и адекватной терапии. Этот период является наиболее объективным, т.к. определяет дальнейшую программу реабилитации.
На этом этапе проводится предварительная диагностика, адаптация детей и разработка наиболее оптимальных методов с учетом психопатологических и речевых расстройств.
2 этап состоит из ежедневных занятий с логопедом как групповых, так и индивидуальных (группа состоит из 2-3 детей). В процессе занятий с учетом когнитивных, речевых и нарушений поведения индивидуально подбираются медикаментозные, логопедические, психотерапевтические приемы и занятия с дефектологом и психотерапевтом, как в группе, так и индивидуально. Проводится семейная психотерапия – разъяснительная, корригирующая семейные отношения, особенно в отношении ребенка. Наиболее показательным являются приглашение родителей на логопедические занятия, во время которых логопед наглядно демонстрирует речевые нарушения и возможности их коррекции.
3 этап наиболее продолжительный, включает основную комплексную реабилитационную программу, в процессе длительного динамического наблюдения уточняется диагноз и прогноз, закрепляются полученные навыки и знания.
Диагностически все пациенты распределялись следующим образом - в 70 % наблюдений отмечалось недоразвитие речи 2 уровня (ОНР 2), сложная дислалия, аграмматизмы, бедный словарный запас в основном бытового уровня, короткие фразы, трудности при пересказе картинки из 3-х частей. Когнитивные расстройства характеризовались преобладанием конкретного мышления над логическим, трудностями, как в порядковом счете, так и в счетных операциях в пределах 5-7. Отмечалась плохая память, рассеянное внимание, непонимание более сложных заданий, отвлекаемость, быстрая утомляемость, низкая работоспособность.
В 60% наблюдений наряду с когнитивными и речевыми расстройствами отмечался гиперкинетический синдром, проявляющийся в чрезмерной активности, двигательной расторможенности, наличием реакций активного и пассивного негативизма. У них отмечалась аффективная лабильность, дисфорические расстройства с угрюмостью, упрямством, агрессивностью по отношению к сверстникам. Эти проявления усложняли клиническую картину, при этом лечебные мероприятия не ограничивались психотерапевтическими приемами, а требовали более активного медикаментозного лечения.
Учитывая, что большинство пациентов имели раннюю резидуальную церебрально-органическую недостаточность, назначалась сосудистая дегидратационная терапия, а также применялись ноотропы – продолжительность курса и препараты подбирались индивидуально. При наличии гиперактивности применялись нейролептики (сонапакс, неулептил, галоперидол) в малых дозах.
В 17% случаев наряду с гиперкинетическим синдромом и расстройствами речи наблюдались проявления атипичного аутизма в виде отдельных стереотипий, эхолалий, отсутствие контактов со сверстниками и трудностями контактов с взрослыми. В этих случаях хороший эффект отмечен при дечении этаперазином или галоперидолдом. Этиологией когнитивных и речевых расстройств помимо ранней церебрально-органической недостаточности, являлась социально-педагогическая запущенность вплоть до эмоциональной депривации в раннем возрасте. Как правило, пациенты нуждались в повторных курсах лечения и динамическом наблюдении.
Менее благоприятный прогноз был в отношении больных с гиперактивностью, а также при атипичном аутизме.
Результатом проведенного комплексного медико-педагогического лечения в большинстве случаев наступала положительная динамика, речевых расстройств и нарушений поведения. Гиперкинетические расстройства требовали более длительного лечения с применением психофармакотерапии, психотерапии, в том числе семейной.
Атипичный аутизм имел неблагоприятный прогноз, при данной форме требовалась длительная терапия (в основном психофармакотерапия) и динамические наблюдении психиатра.
Таким образом, проведенное исследование дает основания для обоснования реабилитационной программы с учетом дифференциальной диагностики, особенностей клинической картины и индивидуальных особенностей больных и их социальных условий.
Эта тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Обзор журналов и короткие научные сообщения

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru