Rambler's Top100

ФОРУМ "ТРУДНЫЕ ДЕТИ"





Форум временно законсервирован, причины смотри здесь.

Теперь доктор Лев Пережогин осуществляет бесплатные онлайн-консультации на своем персональном сайте drlev.ru



ТРУДНЫЕ ДЕТИ > ФОРУМ

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ПОДРОСТКОВ

 
Тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Обзор журналов и короткие научные сообщения
Автор Сообщение
Ошевский Д. С.
Гость





Добавлено: Пн Май 14, 2007 9:34 pm    Заголовок сообщения: РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ПОДРОСТКОВ

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ПОДРОСТКОВ, СОВЕРШИВШИХ АГРЕССИВНЫЕ ДЕЛИКТЫ
Ошевский Д.С.
ФГУ «ГНЦ ССП Росздрава», г. Москва
Волевой компонент в произвольной регуляции рассматривается как необходимый для любого вида ответственности. Без возможности свободно реализовывать, осуществлять свою волю, регулировать собственное эмоциональное состояние не может быть правовой дееспособности. В подростковый период в норме человек с помощью социальных институтов овладевает умением подчинять свое поведение требованиям морали и нормам, принятым в обществе, решать сложные задачи. Однако при аномальном развитии возможны девиации формирования эмоционально-волевой сферы, в результате чего заостряются дезадаптивные индивидуальные свойства и повышается риск противоправных, в том числе агрессивных правонарушений. Выявление этих отклонений является актуальной задачей профилактики криминальной агрессии у несовершеннолетних.
Целью исследования было выявление тех особенностей эмоционально-волевой сферы у подростков-правонарушителей, которые могут рассматриваться в качестве факторов риска совершения агрессивных общественно опасных деяний (ООД).
Обследовались 119 несовершеннолетних мужского пола, направленных в период с 2001 по 2004 гг. на стационарную комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу. Из них: 92 подростка обвинялись в совершении агрессивных деликтов (основная группа), 27 подростков, привлекаемых к уголовной ответственности за имущественные правонарушения (контрольная выборка). В качестве группы сравнения были обследованы 28 московских школьников (ученики 9 – 11 классов) с нормативным поведением. Средний возраст обследуемых – 16,1±0,9 года.
Для выявления особенностей развития эмоционально-волевой сферы несовершеннолетних использовался Индивидуально-типологический диагностический опросник (ИТДО) (Собчик Л.Н., 1998, 2002). С целью направленного изучения склонности к агрессии и механизмов ее сдерживания применялись «Тест Руки» Э.Вагнера (Ратинова Н.А., 1989) и тест фрустрационной толерантности С.Розенцвейга (Тарабрина Н.В., 1984).
Сравнительное исследование индивидуально-психологических особенностей школьников и подростков, совершивших агрессивные ООД, показало, что у последних обнаруживается значимое (p<0,01) заострение таких черт, как агрессивность, спонтанность, ригидность, эмотивность, сензитивность. Типичным для основной группы несовершеннолетних, как и следовало ожидать, является высокий уровень агрессивности. При этом повышенная сензитивность, низкий порог фрустрации делают подростков, совершивших агрессивные деликты, чрезвычайно чувствительными к ситуационным влияниям. За счет ригидности происходит фиксация и накопление отрицательных переживаний, что создает крайне неблагоприятный эмоциональный фон, который может рассматриваться в качестве предиспозиции агрессивного реагирования. Для подростков-правонарушителей, совершивших агрессивные ООД, характерны повышенная эмотивность и спонтанность, что свидетельствует об их эмоциональной неустойчивости, трудностях волевого контроля собственного поведения.
Повышенная агрессивность у подростков основной группы выявляется не только в сравнении с законопослушными школьниками, но и с правонарушителями совершившими имущественные деликты (p<0,05). При этом механизмы сдерживания агрессии у них сформированы в гораздо меньшей степени. Анализ показал, что у несовершеннолетних контрольной группы страх наступления негативных для самого подростка последствий может рассматриваться как один из факторов, сдерживающих агрессивные тенденции. Однако подобный механизм не является эффективным, его нарушение весьма вероятно при воздействии дополнительных факторов, например, группового давления. Наиболее адекватной формой сдерживания агрессивных побуждений является активное стремление к конструктивному разрешению проблемной ситуации при доброжелательном отношении к своему оппоненту. В группе подростков-правонарушителей отмечается явная дефицитарность данного механизма, наиболее резко она прослеживается у несовершеннолетних основной группы (p<0,05).
Одним из механизмов сдерживания агрессии является эмпатия, или способность к сопереживанию, умение внутренне принять позицию другого человека. В широком смысле эти характеристики предполагают способность испытывать чувство вины и принимать на себя ответственность в проблемных ситуациях. Полученные данные свидетельствуют о том, что подростки, совершившие агрессивные ООД, значимо менее склонны к проявлению подобных свойств по сравнению не только с законопослушными школьниками, но и с правонарушителями, совершившими имущественные деликты (p<0,001). Для несовершеннолетних основной группы характерна эгоцентрическая позиция, которая препятствует адекватному пониманию социального контекста, что также повышает риск проявления агрессии и насилия.
Таким образом, исследование развития эмоционально-волевой сферы выявило, что именно для подростков, совершивших агрессивные деликты, характерна повышенная агрессивность, проявляющаяся как индивидуальная черта, спонтанная и реактивная готовность к агрессии. Кроме того, повышенная сензитивность, эмоциональная неустойчивость, сочетающиеся с ригидностью, способствуют проявлениям агрессии. У таких подростков обнаруживается недостаточная сформированность сдерживающих механизмов агрессии в виде сниженного прогноза негативных последствий агрессивного поведения, дефицита эмпатии, чувства вины и ответственности, просоциальной направленности.
Выявленные особенности следует учитывать при организации реабилитационной работы и вторичной профилактике агрессивных правонарушений у подростков.
Эта тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Обзор журналов и короткие научные сообщения

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru