Rambler's Top100

ФОРУМ "ТРУДНЫЕ ДЕТИ"





Форум временно законсервирован, причины смотри здесь.

Теперь доктор Лев Пережогин осуществляет бесплатные онлайн-консультации на своем персональном сайте drlev.ru



ТРУДНЫЕ ДЕТИ > ФОРУМ

Агрессия в младшем школьном возрасте

 
Тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Издательство
Автор Сообщение
drLev
Доктор


Зарегистрирован: 23.03.2004
Сообщения: 1483
Откуда: Москва

Добавлено: Пт Ноя 06, 2009 11:14 pm    Заголовок сообщения: Агрессия в младшем школьном возрасте

Долгова А.Г.
Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2009. – 216 с.
ISBN 978-5-98563-183-8


В книге описаны различные направления и формы работы психолога с агрессивными детьми, их родителями и педагогами, подробно описана организация и содержание индивидуальной и групповой работы, первичной, динамической и итоговой диагностики, а также представлена программа социально-психологического тренинга по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Программа включает в себя разнообразные упражнения и игры, направленные на обучения, развитие способности адекватно воспринимать себя и других людей.
Книга может быть полезна практическим психологам, педагогам, студентам психологических факультетов.

Предисловие 3
Часть I. Практическая работа психолога по сопровождению
агрессивного ребенка 4
Глава 1. Понятие агрессии и причины ее проявления
в детском возрасте 4
Факторы, обусловливающие появление
агрессивного поведения 6
Глава 2. Учет возрастных особенностей
в психологическом сопровождении агрессивного ребенка
младшего школьного возраста 9
Учет возрастных особенностей детей
при диагностике агрессивности 9
Учет возрастных особенностей детей
при коррекции агрессивности 12
Глава 3. Организация индивидуальной работы
с агрессивным ребенком 18
Глава 4. Организация групповой тренинговой работы с
агрессивными детьми 22
Преимущества групповой работы 23
Стадии развития группы 25
Глава 5. Роль педагога в реализации программы коррекции
поведения агрессивного ребенка 29
Цели, задачи и формы взаимодействия педагога
и психолога 29
Алгоритм взаимодействия педагога и психолога
в сопровождении агрессивного ребенка 34
Рекомендации психологам по консультированию
педагогов 35
Глава 6. Организация взаимодействия психолога
с родителями агрессивного ребенка 41
Цели, задачи и формы взаимодействия психолога
и родителей 41
Алгоритм работы психолога с родителями 43
Рекомендации психологам по консультированию
родителей 46
Часть II. Тренинговая программа коррекции агрессивного
поведения детей младшего школьного возраста 55
Глава 7. Цели и задачи программы 55
Глава 8. Алгоритм работы по программе 57
Диагностический этап 57
Подготовительный этап 67
Коррекционный этап 70
Аналитический этап 78
Глава 9. Несколько слов о групповой динамике 81
Правила и ритуалы в групповой работе 81
Проблемные ситуации, которые могут
возникнуть при проведении тренинга 85
Глава 10. Сценарии занятий по программе 90
Приложения 138
Приложение 1. Технология проведения
структурированного наблюдения 138
Приложение 2. Критерии наблюдения за поведением
ребенка 146
Приложение 3. Критерии агрессивности ребенка 146
Приложение 4. Карта наблюдения за поведением
ребенка в школе 148
Приложение 5. Исследование уровня насилия
в школе 149
Приложение 6. Методика «Как ты поступишь»
(на основе метода «Незаконченных
предложений» ) 153
Приложение 7. Шкала агрессивности 154
Приложение 8. Шкала реактивной и проактивной
агрессии 155
Приложение 9. Шкала прямой и косвенной агрессии .... 157
Приложение 10. Анкеты для родителей 159
Приложение 11. Тест для родителей «Агрессивен
ли ваш ребенок»? 161
Приложение 12. Проективные методики 163
Приложение 13. Поведенческие проявления
внутреннего состояния ребенка 167
Приложение 14. Карты сопровождения ребенка
на занятиях 172
Приложение 15. Упражнения к разделу «Трудности
в работе группы» 175
Приложение 16. Типы агрессии у детей и способы
построения отношений 178
Приложение 17. Как себя вести в случае агрессивного
поведения ребенка, как предотвратить
нежелательное поведение 180
Приложение 18. Как себя вести в случае истерического
поведения ребенка 182
Приложение 19. Экстренное вмешательство при
агрессивных проявлениях 183
Приложение 20. Упражнение на принятие правил 188
Приложение 21. Рассказы для проведения бесед
на занятиях 190
Приложение 22. Образцы ситуаций для ролевого
проигрывания на занятиях 197
Приложение 23. Релаксационные упражнения 198
Приложение 24. Дополнительные игры и упражнения ... 202
Литература 211

Предисловие
С конца 1980-х годов в нашей стране стала активно развиваться практическая психология образования. К настоящему времени во многих школах введена штатная единица «педагог-психолог». Появились новые формы образовательных учреждений, центры, где психологи оказывают диагностическую, коррекционную, консультационную помощь семье и детям.
Однако до сих пор отсутствует разработанная методологическая основа деятельности школьного психолога. В числе общих трудностей — проблема профессионального самоопределения при недостаточно качественной профессиональной информации и отсутствии надежной методической помощи. Одно из направлений, вызывающих затруднения у психологов образовательных учреждений, — оказание коррекционной помощи своим подопечным. Это, в частности, объясняется недостаточным количеством практического материала для ее осуществления. Не у каждого есть возможности для создания на рабочем месте коррекционной программы с нуля. Апробировать, используя опыт коллег, учитывая конкретный контингент детей — да, но придумать что-то новое — вряд ли. Написать программу чаще всего осмеливаются психологи, которые уже имеют опыт практической работы, а что же делать тем, кто только переступил порог образовательного учреждения, ведь от них тоже требуют результата. Учителя, как правило, имеют либо готовые программы, либо методические рекомендации по преподаванию определенного предмета. С психологами же дело обстоит значительно сложнее. Чаще всего детям и родителям требуются незамедлительные, результативные действия проверенными методами, а не попытки помочь: а вдруг получится. Все это послужило для меня стимулом к обобщению и анализу собственного практического опыта, которым я делюсь с коллегами на страницах этой книги.
В книге описаны различные направления и формы работы психолога с агрессивными детьми, их родителями и педагогами, а также представлена программа социально-психологического тренинга по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

Глава 1. Понятие агрессии и причины ее проявления в детском возрасте

Отклонения в поведении детей — одна из центральных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов негативно влияет на образ жизни детей и подростков, вызывая, в частности, нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Экономические трудности, переживаемые многими семьями, приводят к значительному увеличению аморальных поступков, к росту преступности и других видов отклоняющегося поведения среди представителей различных социальных и демографических групп. Нарушенное поведение — понятие неоднозначное как в терминологическом, так и в содержательном плане. Термин «нарушенное поведение» часто рассматривается как синоним словосочетаний «трудный ребенок», «ненормальное поведение», «нарушения в аффективной сфере», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение». В этой книге мы обсудим лишь одну из форм проявления отклоняющегося поведения — агрессию.
Дать исчерпывающее определение всех существующих типов агрессии практически невозможно: любое из них неизбежно будет либо сужать, либо расширять границы понятия. Большинство определений агрессии совмещает в себе три разные точки зрения: позицию внешнего наблюдателя, позицию субъекта агрессии, то есть самого агрессора, и позицию объекта агрессии, то есть жертвы.
Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности.
Агрессия — проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу.
Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.
Агрессивное поведение чаще всего понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям. Однако при работе с агрессивным поведением необходимо помнить и о других аспектах проявления агрессии. Эмоциональный компонент агрессивного состояния — это чувства, и прежде всего гнев. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности также часто сопровождают агрессивные действия, но они далеко не всегда приводят к агрессии. Важно учить детей осознавать и регулировать свои эмоции, приводящие к агрессивному поведению. Не менее важен и волевой компонент — умение преодолевать импульсивность, владение навыками саморегуляции.
Важно помнить и о том, что агрессивность в определенных пределах необходима любому человеку. Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха. В то же время агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера — либо задиры, хулигана, либо труса, не способного постоять за себя. И то, и другое негативно сказывается на чувствах ребенка, а в крайних случаях может привести к деструктивному поведению даже в отношении людей, которых ребенок любит.
Первый тип агрессивности, безусловно, желателен, а иногда и необходим для выживания и достижения успеха. Второй тип временами тоже может быть необходим для адаптации и выживания.
Чаще всего выделяют следующие виды агрессии:
 физическую — проявляющуюся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам (ребенок дерется, кусается, ломает, швыряет предметы и т.п.)
 вербальную — выражающуюся в словесной форме (ребенок кричит, угрожает, оскорбляет других)
 косвенную — непрямая агрессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников, и т.п.).
Кроме того, при подавлении проявления агрессии и в некоторых других случаях агрессия может быть направлена на самого себя (аутоагрессия) – она выражается в нанесении себе вреда (обкусывании ногтей, выдирании волос, частом травмировании и т.п.).
Факторы, обусловливающие появление агрессивного поведения
Рассмотрим опыт работы с деструктивной формой агрессии. В числе разнообразных взаимосвязанных факторов, обусловливающих проявление отклоняющегося агрессивного поведения, можно выделить следующие:
• индивидуальный фактор — психобиологические предпосылки асоциального поведения, которые затрудняют адаптацию ребенка в обществе;
• психолого-педагогический фактор — дефекты школьного и семейного воспитания;
• социально-психологический фактор — неблагоприятные особенности взаимодействия ребенка с ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе сверстников;
• личностный фактор — активно-избирательное отношение ребенка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также личные ценностные ориентации и личная способность к саморегулированию поведения;
• социальный фактор, определяющийся социально-экономическими условиями.

Уровень агрессивности детей может меняться в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин тому много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимодействие с учителями и родителями. Стойкая агрессивность детей проявляется в, частности, в том, что порой они иначе, чем другие, понимают поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип поведения, который культивируется в семье и в средствах массовой информации. Однако в настоящее время и у девочек все чаще и чаще встречаются проявления различных форм агрессии.
Часто причиной детской агрессивности является семья. Агрессивное поведение ее членов в обыденных жизненных ситуациях — крики, ругань, хамство, унижения, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще, если ежедневно наблюдает ее у взрослых, если она стала нормой его жизни. Не приводит ни к чему хорошему и непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения: дети теряются, озлобляются, агрессивно настраиваются против родителей и окружающих людей.
Формированию детской агрессивности способствует и неприятие со стороны взрослых — безразличие, устранение от общения с ним, нетерпимость и властность, враждебность к самому факту существования ребенка. Преодолению агрессивности помогает расположение — готовность и умение слушать, теплота общения, доброе слово, ласковый взгляд.
Детям с агрессивным поведением, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, свойственны некоторые общие черты. К ним относятся бедность, примитивность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. Эти дети, как правило, имеют повышенную внушаемость, склонность к подражанию. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность в отношении как сверстников, так и окружающих взрослых, неадекватная, неустойчивая самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных встречаются дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости.
Как работать с ребятами, проявляющими различные формы агрессивности? И.В. Дубровина в книге «Психокоррекционная и развивающая работа с детьми» отмечает: «Если психолог приходит к выводу, что агрессия ребенка не носит болезненного характера и не наводит на мысль о более тяжелом психическом отклонении, то общая тактика работы состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах» (Дубровина, Андреева, Данилова, Вохмянина, 1998).
Задача программы, представленной в книге, — помочь психологам и педагогам научиться уважать ребенка, разбираться в психологических особенностях детского поведения: поддерживать здоровую настойчивость, усилия в достижении цели, концентрировать энергию ребенка для получения желаемого результата; или, напротив, помогать избавляться от ненужной враждебности к другим, к себе самому, к обществу. Эта помощь необходима, если мы хотим, чтобы дети не осложняли свою жизнь внутренними конфликтами, чувством вины и стыда, чтобы они уважали себя и других, умели нести свою меру социальной ответственности, строили доброжелательные отношения с окружающими и получали истинное удовольствие от жизни.

Приложение 15
Упражнения к разделу «Трудности в работе группы»


Упражнение «Брейн–ринг»
Группа делится на несколько команд. От каждой команды к ведущему подходит по человеку, и он говорит им на ухо слово, которое они должны жестами донести до своей команды. Кто быстрее. Показывать на сам предмет нельзя. Вариант: передавать слово не жестами, а рисовать или лепить из пластилина.

Упражнение «Дикая обезьяна»
Один из детей (выбирается по желанию, либо из детей, нарушающих правила работы в группе) выводится за дверь или просто подальше от места расположения общего круга, чтобы он не видел и не слышал оставшихся. Ведущий говорит остальным участникам: «Сейчас мы его (ее) разыграем. Он вернется, а мы скажем, что здесь собрание самых диких обезьян и ему нужно определить, кого же мы загадали как самую дикую. Для этого, — скажет ему ведущий, — он должен спросить: “Кто здесь самая дикая обезьяна?” Вы все должны закричать: “Я! Я!” С двух попыток он должен будет угадать, кто же эта обезьяна. А самая дикая — эта та, кто громче всех кричит и сильнее всех бьет себя кулаком в грудь. Итак, две попытки. Он будет спрашивать, а мы кричать. После двух попыток он на кого-нибудь укажет. Мы все как бы удивимся и скажем, что он угадал. Тот на кого показали как на самую дикую обезьяну, выходит. Потом мы кого-то загадаем, вроде бы по-настоящему, и когда вернется второй ведущий и начнет спрашивать «Кто здесь самая дикая обезьяна?», первый раз мы все закричим “Я! Я!”, а второй — наберем воздуха для крика, но промолчим, и… — станет ясно, кто же у нас «дикая обезьяна», – ведь тот, кто сейчас за дверью, не будет знать о нашем сговоре. Вопросы есть?» Игра протекает согласно данной инструкции. Можно в начале удалить не одного, а трех-четырех человек.

Упражнение «Личный подвиг»
Несдержанному, импульсивному ребенку дается индивидуальное задание — подняв для ответа руку, самому ее опустить и обдумать то, что хочешь сказать, вновь поднять руку, опять ее опустить и обсудить предполагаемый ответ с соседом. Только после этого вновь поднять руку.

«Наблюдатель», «Хранитель времени»
Во время работы группы могут возникать ситуации, когда ребенок категорически отказывается от выполнения того или иного упражнения. Задача психолога создать такие условия, при которых бы данные дети не выключались из общей работы. Им предлагается занять интересные, но пассивные должности:
«Наблюдатель» — это человек, который следит со стороны за соблюдением правил, либо упражнения, игры, либо правил поведения в группе.
«Хранитель времени» — это человек, который следит за соблюдением временных рамок определенной игры или упражнения.

Упражнение «Автомобиль»
Цель: сплочение группы
Вся группа должна построить воображаемую машину, которая должна проехать определенное расстояние по комнате. Дети выступают в роли деталей автомобиля («колеса», «дверцы», «багажника», «капота» и т.п.), из которых водящий собирает автомобиль. Водящий выбирается из участников группы. Он самостоятельно выбирает из участников «детали автомобиля» и объясняет им их роль, месторасположение и те движения, которые они должны выполнять, когда машина будет двигаться. При этом каждому участнику придется внимательно следить за действиями других членов команды, чтобы машина работала хорошо и могла передвигаться. Затем можно предложить, чтобы скорость машины несколько увеличилась, затем слегка замедлилась, потом начала останавливаться.

Упражнение «Рисунок»
Нарисовать портрет человека или ситуацию, которые вызывают негативные эмоции. Потом подписать рисунок корявыми буквами, порвать и выбросить.
Упражнение «Горячий стул»
«Горячий стул» это специальное место для участника, которому остальные дети из группы могут задать любой вопрос, на который ему необходимо честно ответить. Так же и сам участник, находящийся на «горячем стуле», может задавать вопросы о себе другим участникам группы и получать на них честные ответы.
Каждый из участников группы (либо участник, который нарушает правила работы в группе) по очереди садится на стул в центре круга. В это время остальные участники группы обращаются к нему: "Когда ты делаешь, говоришь то-то и то-то, или ведешь себя так-то и так-то, то у меня возникают такие-то и такие-то чувства, или, мне кажется, что это означает то-то и то-то". Участник, сидящий на «горячем стуле» должен попытаться ответить на вопросы. Либо он сам может спросить группу: «Что Вам во мне нравится, а что — нет?» Все участники по очереди отвечают на этот вопрос.
При формулировке вопросов и ответов необходимо соблюдать правило шеринга «Мы говорим о том, что чувствуем, но не даем оценки действиям другого (вместо «плохо», «хорошо» - «Я понял…»; «Меня удивило…»; «Я почувствовал…»; «Я думаю …»; «Меня разозлило…»; « Я уверен, что…»; «Мне не понравилось…», «Мне понравилось…»)
После того, как все высказались, участник, который находился на «горячем стуле», рассказывает о том, что он понял из этих обсуждений, что ему понравилось, а с чем он не согласен.
_________________
Консультации д.м.н. Пережогина Л. О. (drLev) http://www.drlev.ru/help.php
Эта тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Издательство

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru