Rambler's Top100

ФОРУМ "ТРУДНЫЕ ДЕТИ"





Форум временно законсервирован, причины смотри здесь.

Теперь доктор Лев Пережогин осуществляет бесплатные онлайн-консультации на своем персональном сайте drlev.ru



ТРУДНЫЕ ДЕТИ > ФОРУМ

Духовные основы нравственного воспитания. Часть 1

 
Тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Прошу совета! Поделюсь опытом! Хочу высказаться!
Автор Сообщение
Петракова Т. И.
Гость





Добавлено: Вт Окт 25, 2011 11:31 am    Заголовок сообщения: Духовные основы нравственного воспитания. Часть 1

Т.И. Петракова
Духовные основы
нравственного воспитания

Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания.

В книге рассматривается чрезвычайно актуальная педагогическая проблемы – духовные основы нравственного воспитания. Автор затрагивает такие важные ее аспекты, как вера и наука, светское и религиозное понимание образования и воспитания, проблемы добра и зла, нравственного идеала и др.
Работа рассчитана на педагогов, ученых, руководителей народного образования.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 4
ВЕРА И НАУКА 5
ЧЕЛОВЕК – ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ 7
СВЕТСКОЕ И ХРИСТИАНСКОЕ ПОНИМАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ 9
ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ 15
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОСТИ. ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА. ДОБРО И ЗЛО 15
ЦЕЛЬ И ОБЪЕКТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ. ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ 19
ВОСПИТАНИЕ У РЕБЕНКА ЛЮБВИ К БОГУ 20
ВОСПИТАНИЕ У РЕБЕНКА ЛЮБВИ К СЕБЕ 21
ВОСПИТАНИЕ У РЕБЕНКА ЛЮБВИ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ 23
ПРОБЛЕМА ГАРМОНИЗАЦИИ СИЛ РЕБЕНКА. 25
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ. РОЛЬ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ 25
ВОСПИТАНИЕ УМА. ОСОБАЯ РОЛЬ СЛОВА 26
ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ 26
ВОСПИТАНИЕ СОВЕСТИ 27
РОЛЬ СЕРДЦА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ 28
ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА 31
ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЯ 35
Научные статьи, диссертации, монографии 35
Сборники 37
Методические рекомендации, учебники, пособия 37
Творения святых Отцов 38
Работы по православной педагогике 38
Газетные и журнальные публикации 39
Справочная литература 39
Примечания. 39
ВВЕДЕНИЕ. РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, в том числе в сфере образования, требуют всестороннего осмысления. Многолетнее от¬чуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившему в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении криминогенности общества, росте преступ¬ности (в том числе детской), насилия, открытой про¬паганде распущенности нравов. Особенно сложная ситуация сложилась в подростковой и молодежной сфере. Ослабление внимания государства и общества к целенаправленному формированию общественного сознания, к вопросам воспитания, к школе в целом привело к изменению психологии учащихся. Исследо¬ватели отмечают в их среде такие тенденции, как на¬растание индивидуализма, противопоставление себя другим людям, прагматизм — на фоне ниспроверже¬ния недавних авторитетов, разрушения сложившихся на протяжении семидесяти лет идеалов. Наряду с де¬вальвацией ценностей, связанных со служением обще¬ству, государству, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение, идет уси¬ление процесса индивидуализации, отчуждения . Ма¬териальные блага стали занимать значительно больше места в желаниях школьников, культура и образо¬вание отодвигаются на периферию их ценностных ориентации.
Ярким проявлением этого стала молодежная культура, в которой выражена тенденция к разруше¬нию, протест против благообразия во всем: в спосо¬бах общения, одежде, поведении, во всем внешнем об¬лике подростка, юноши, девушки. Научные исследо¬вания свидетельствуют об изменениях, происходящих на уровне сознания, которые проявляются в утили¬тарности и примитивности мышления, усилении рассудочного компонента, в наличии «странных духов¬ных образований» (Г. Л. Смирнов), когда в голове одного человека уживаются элементы несовместимых типов мировоззрений: атеистического, православно¬го, языческого, «восточного» и т. п.
Если в идейном плане эти и другие подобные яв¬ления связаны с отказом от марксистско-ленинской идеологии, то духовные причины кризиса лежат в языковой сфере и связаны с искажением, подменой или утратой многих важнейших понятий, составляющих ядро личности. На языковую природу этих «беспокоящих явлений» указывает выдающийся фи¬лософ современности М. Мамардашвили . Как бы конкретизируя эту мысль, психолог Б. Н. Ничипоров пишет о том, что отсутствие в общественном созна¬нии понятия греха привело ко многим грубым нрав¬ственным искажениям .
О лежащем в основании мира Слове повествует Евангелие («В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»), давая методологический ключ для подхода к проблеме.
Круг основополагающих мировоззренческих поня¬тий требует научного осмысления, строгого отбора понятийного ядра и включения в него целого круга духов-но-нравственной лексики (таких слов, например, как добро и зло, добродетель и грех, Бог и диавол и др.). Не¬обходимо выстраивание их в систему, а также возвра¬щение им истинного значения («чистого смысла»).
Поиск выхода общественного сознания из кри¬зисной ситуации ознаменовался возвратом к прежним системам ценностей, сначала — к гуманистической, «общечеловеческой», а затем к традиционной — хри¬стианской, православной. В основе обеих систем ле¬жат Божественные заповеди, однако между ними имеются существенные различия.
Гуманистическая система отличается от христи¬анской тем, что она отвергает христианское понима¬ние греха и зла, объясняя его несовершенством обще¬ственного устройства. Провозглашая человека выс¬шей ценностью, она отрицает его Божественное на¬значение и устроение, тем самым подменяя христиан¬ский идеал Богочеловека идеалом человекобога .
В системе христианских ценностей из двух важ¬нейших заповедей («Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разу¬мением твоим, и всею крепостию твоей»; «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Евангелие от Марка 12, 30—31) первая является определяющей, служа тем основанием, «камнем», на котором хри¬стианин строит свои отношения с другими людьми и с миром в целом. Она является и наиболее трудной для исполнения, ставя человека в отношения зависимости, подчинения Богу — в отличие от отношений равно¬правия (с другими людьми) или отношений господ¬ства (над миром физической природы) .
Что касается педагогики, то кризис педагогиче¬ского сознания и поиск выхода из него наиболее пол¬но проявился вначале в тенденции к гуманизации и гуманитаризации образования, а затем в тенденции к «духовности» — углублении интереса к духовно-нравственным аспектам воспитания и образования (как правило, без точного понимания значения этого слова ). В результате этого школа, законом отделен¬ная от церкви и не умеющая отделить зерна от плевел, истинно духовного от ложного, была заполнена ду-ховной литературой сомнительного содержания эзотерического, сектантского, теософического, лжемис¬тического характера. Эта литература не смогла (да и не могла) удовлетворить «духовной жажды» педаго¬гов и учащихся, представляя собой пример духовной подмены.
Более плодотворной оказалась тенденция к сбли¬жению и сотрудничеству светской и православной систем образования . Она была прослежена в докла¬дах и выступлениях, прозвучавших на Международ¬ных Рождественских образовательных чтениях .
Анализ материалов чтений, публикаций периоди¬ческой печати, специальной литературы по пробле¬мам духовно-нравственного воспитания и образова¬ния, вышедшей за последние годы, позволяет сделать вывод о том, что в педагогической среде укрепляется мнение, что религиозное (православное) образование может послужить основой целостного воспитания и образования личности, способствовать восстановле-нию подлинной иерархии ценностей, остановить рас¬пад духовного ядра личности, выхолащивание ее внутренней жизни.
Для утверждения или отрицания этой точки зре¬ния необходимо рассмотреть ряд вопросов, в частно¬сти, вопрос о соотношении веры и науки, о понима¬нии, назначении и строении человека в марксистско-ленинской, гуманистической и православной тради-циях, об особенностях православного подхода к вос¬питанию и образованию и ряд других.
ВЕРА И НАУКА
Можно ли вообще говорить о духовных, религи¬озных основах воспитания, педагогики, любой науки в целом? Каковы взаимоотношения веры и науки? Что изменилось в их отношениях за последнее время?
Прежде всего, необходимо отметить, что наблюда¬ется их переосмысление. Оно вызвано несколькими при¬чинами. В числе важнейших можно назвать две, внут¬ренне связанные между собой: расширение границ научного знания и осознание человечеством необратимости глобальных процессов, вызванных злоупотреблением техническими достижениями. Переоценка роли науки, по мнению американского ученого Стенли Л. Яки, про¬исходит по мере того, как общественное мнение, отяго¬щенное трагическим опытом нигилизма и дегуманиза¬ции, который принес «век науки» — XX век, начинает уделять постоянное внимание экологическому кризису и гонке вооружений: «Все большее и большее число людей признает, что нравственная сила, необходимая для того, чтобы справиться с этим и многими другими проблемами, не может исходить от науки, которая сама была и остается орудием в порождении этих проблем» . Такой нравственной силой, считает ученый, обладает религия.
Давний спор между наукой и религией, начав¬шийся с эпохи Просвещения, имеет в наше время тен¬денцию к разрешению. Можно наблюдать их взаимо¬действие по целому ряду проблем, в том числе общественно-политических, социальных, педагогических. «Существование Церкви и государства, — пишет ми¬трополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, — их взаимное невмешательство, сотрудничество и сим¬фония являются условием нормального течения обще¬ственной жизни, раскрытия подлинно человеческого в человеке, т. е. реализации идеалов гуманизма, следо¬вательно, торжества нравственности» .
Для любого непредвзятого исследователя очевид¬но, что наука и религия не противоречат друг другу. Они и не могут противоречить, поскольку у них, выражаясь научным языком, разные области исследова¬ния. Наука изучает природу, физические объекты и явления, имея дело с истинами относительными. Ре¬лигия познает Бога, касаясь истин абсолютных. Наука допускает вмешательство высших сил (божества) в законы земной жизни (феномен «чуда»), не изучая их, религия выявляет отношение человека к этим сверх¬природным силам и началам жизни и свидетельствует о возможностях и условиях их проявления. Вера ис¬ключительно в науку есть вера в то, что кроме эмпирического, научного, нет других способов познания мира, нет иной области бытия, нет иных истин. Рели¬гиозная вера дает возможность ощутить эти истины и понять зависимость видимого мира от мира невиди¬мого, высшего, разумно-духовного.
Религия, как и наука, обладает строго объектив¬ным знанием, но, в отличие от науки, единственным его источником является непосредственный опыт. Этот опыт гораздо сложнее выразить в системе поня¬тий, поэтому можно сказать, что у науки и у религии разное осмысление понятий. «"Небо" религии, — пи¬шет С. Л. Франк, — есть не видимое нами и не астро¬номическое небо, а некий высший, иной мир, чувст¬венно нам недоступный, а раскрывающийся лишь в особом, именно религиозном опыте» .
То же можно сказать и о других понятиях, кото¬рые религия познает и раскрывает «изнутри», углуб¬ляя и расширяя их как обыденный, так и научный смысл и выводя сознание за пределы чувственного познания действительности.
Различия между наукой и религией касаются не только объекта, но и способа познания. Научное, эмпирическое исследование лежит в сфере человеческого сознания, опирается на доводы интеллекта и испыты¬вает на себе влияние чувств и воли. Мистическое, Бо¬жественное познание (или постижение истины) нахо¬дит начало не в человеческом сознании, ограниченном в своих возможностях, а в сверхсознании. При этом истина познается особым путем, особым процес¬сом проникновения, особой интуицией, для нашего мозга неуловимой и непостижимой .
Органом сверхсознания является сердце, которое есть «средоточение человеческого естества, корень способностей, интеллекта и воли, центр, из которого исходит духовная жизнь» . Это известное богослов¬ское положение было не так давно научно подтвер¬ждено проф. В. Ф. Войно-Ясенецким, который ис¬пользовал для его доказательства данные психофи¬зиологии, парапсихологии и генетики .
Условием проявления сверхсознания, по учению святых отцов Церкви, является особое состояние сердца, которое должно быть полностью очищено от страстей .
Чистота сердца дает возможность рассудку не только сохранить всю силу логического мышления, но и приобрести Божественные свойства — простоту и проникновение в суть вещей. «Душа видит истину Божию по силе жития», — утверждает христианский подвижник Исаак Сирин, свидетельствуя тем самым, что высшая мудрость достигается не теоретическими построениями, а напряжением всех сил в борьбе со страстями.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что ре¬лигиозные истины не противоречат научным фактам, опираясь на особый способ познания мира и имея своей областью исследования духовный мир. Они, на¬против, сообщают знаниям силу, расширяя умствен¬ный и нравственный кругозор ученого и давая ему истинное понимание природы вещей, явлений, фактов и событий .
ЧЕЛОВЕК – ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ
Педагогика занимает особое место среди гумани¬тарных наук, являясь наукой о воспитании человека. Очевидно, что понятие «человек» будет для нее глав¬ным, определяющим ее сущность, цели, задачи и за¬кономерности, всю систему ее внутренних и внешних взаимосвязей. Здесь уместно вспомнить ставшие кры¬латыми слова выдающегося педагога К. Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях». Другой выдающийся педагог, наш современник В. А. Сухомлинский, подчеркивая важ¬ность этого понятия, писал, что эффективность вос¬питательного процесса в значительной мере зависит от того, что учащиеся знают о человеке .
Советская педагогика рассматривала человека с позиций марксистско-ленинской идеологии и видела в нем, прежде всего, «продукт среды». Ограничение его бытия социально-биологическими рамками и отрица¬ние его главной, «метафизической» составляющей — души — привело к односторонности в понимании че¬ловека, ущербности его «образа» и не могло не ска¬заться отрицательно как на педагогической практике, так и на результатах научных исследований. Зачастую они с трудом подгонялись под чисто материалистиче¬ское понимание душевной жизни при игнорировании явно выраженных фактов взаимодействия и взаимо¬влияния между психическими, парапсихическими и телесными явлениями. «Мы разобрали человека на части и хорошо научились «считать» каждую из них, — пишет академик А. Н. Леонтьев. — Но вот собрать человека воедино мы не в состоянии».
Что касается гуманистической педагогики, то следует отметить, что антропоцентрическая установка на самодостаточность человека, принятая ею, при¬знание наличия в нем души при отрицании ее Созда¬теля —Бога, также искажает научную картину мира, не позволяет объективно определить роль и место в ней человека и, следовательно, правильно описать и сформировать эффективную воспитательную систему.
Наиболее всеохватывающее определение челове¬ка, его полный и цельный образ представляет христи¬анская антропология — традиционное учение Церкви о его природе и сущности. Христианская антрополо¬гия неразрывно связана с христианской антропогонией — учением о происхождении человека — и христи¬анской сотериологией — учением о конечной цели его бытия. Согласно этим учениям, человек, созданный по образу и подобию Творца, для которого Он и со¬творил мир, является венцом творения. Его превосходство над всем сущим объясняется дуализмом его природы, одновременной принадлежностью двум ми¬рам: видимому, физическому — это его тело, и неви¬димому, духовному (трансцендентному) — это его душа . «Та неизменная устойчивость личности, которую мы подразумеваем под словом «я», создающая идентичность нашей индивидуальности.., — пишет митрополит Питирим, — определяется с точки зрения христианской антропологии именно душой, немате-риальным субстратом, в котором заложена вся ин¬формация о нашем «я» .
Мир человека (микрокосм) столь же целостен и сложен, как мир природы (макрокосм). Он противо¬речив и отличается ограниченностью физической природы человека при устремленности его духа в бес¬конечность.
Образ Божий человеку дан, подобие задано, по¬этому конечная цель его земной жизни — достичь идеала Богоподобия (обожения, святости) при благо¬датной помощи свыше. Образ Божий «начертан» в высших свойствах человеческой души — в бессмер-тии, свободе воли, разуме, способности к чистой, бес¬корыстной любви. Быть образом Божьим — значит, быть существом личным, т. е. свободным и ответст¬венным .
Великому русскому педагогу К. Д. Ушинскому принадлежит заслуга введения христианского опреде¬ления человека в научно-педагогический обиход. За¬тем, уже в наши дни, профессор и священник В. В. Зеньковский, вслед за великим педагогом и уче-ным, применил в своих педагогических трудах антро¬пологический принцип, сохраняя, при глубокой научной проработанности материала и объективности оценок, верность христианскому учению о человеке в проекции на проблемы ребенка .
Необходимо несколько слов сказать о выводах, сделанных этим ученым, поскольку они имеют принципиальное значение для нашего исследова¬ния.
Самым существенным в его педагогической системе является положение о иерархическом прин¬ципе устроения человека (ребенка), о сохранении приоритета разума, духа над плотью при развитии всех его телесных сил и сторон. «Подавление, от¬теснение какой-либо сферы души, — пишет В. В. Зеньковский, — неизбежно влечет за собой рас-стройство психического равновесия, расстройство в иерархии психических сил. Дитя цельно, и всякий разрыв в какой-либо сфере души неизбежно влечет за собой тяжелые последствия» . Отсюда ученый делает вывод о важности для духовного (а, следовательно, и физического) здоровья ребенка нормаль¬ного развития религиозной сферы.
«...религиозные образы в душе ребенка помогают развернуться лучшим движениям детской души, — отмечает педагог, — изнутри согревают и просветля¬ют ее. Школа, которая не хочет иметь дела с религи¬озной сферой ребенка... отбрасывает от себя огромную творческую силу и вынуждена прибегать к сурро¬гатам и подменам» .
Не принятые во внимание и своевременно не удовлетворенные запросы духа компенсируются за счет других сфер. Это приводит к расстройству в иерархии психических сил, а в социальной жизни про¬является как осознанное или неосознанное стремление личности к жестокости, физическому или моральному саморазрушению, которое проявляется в различных аномалиях поведения (грубость, хулиганство, алкоголизм, наркомания, токсикомания, самоубийства, уча¬стие в деструктивных сектах и пр. ).
Принимая во внимание внутреннюю целостность и иерархичность строения личности (дух-душа-тело) школа должна равно заботиться о всех трех сферах ее реального бытия.
Другой важный для педагогики вывод касается соотношения в человеке духовного ядра и психиче¬ских сил — «эмпирии». По мнению В. В. Зеньковско¬го, духовная жизнь не «созидается» через расцвет эм¬пирии, но лишь пробуждается и опосредуется ею. Она не является производным от эмпирической сферы, но подчинена своей собственной закономерности. «Нельзя прийти к духовному росту через развитие психических сил — интеллекта, воли или чувств, хотя духовная жизнь и опосредуется этим развитием душевной периферии» . И, наоборот, примат духовного начала не устраняет и не подавляет собственной зако¬номерности психофизической жизни.
Существенное значение имеет также мысль учено¬го о том, что духовная жизнь сама по себе (в своей субъективной стороне) не содержит критерия пра¬вильности ее направления .
Из сказанного очевидно, что антропологический принцип в подходе к проблемам воспитания, после¬довательно использованный В. В. Зеньковским, по¬зволил ему сделать глубокие выводы, имеющие боль¬шое научно-практическое значение.
Эта тема закрыта    Список форумов Трудные дети -> Прошу совета! Поделюсь опытом! Хочу высказаться!

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru