ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
ЛепелетьеЛепелетье, Лепелетье де сен Ф а р ж о (Le Peletier de Saint-Farfeau) Луи Мишель (29.5.1760, Париж, - 0.1.1793, там же), обществ, деятель периода Вел. франц. революции. Накануне революции был през. парижского парламента. В 1789 избран в Ген. штаты от дворянства, в июле 1789 перешёл на сторону третьего сословия. В июне 1790 пред. Учредит, собрания. В авг. 1792 избран в Конвент. Чл. клуба якобинцев. Голосовал за казнь Людовика XVI. Смертельно ранен роялистом. Л. - автор составленного в духе идей Ж. Ж. Руссо "Плана нац. воспитания" (1793), предусматривавшего введение всеобщего нач. образования детей. Критикуя представленный К-том по нар. образованию проект, в основе к-рого лежали идеи Кондорсе, Л. считал необходимым в обязат. порядке охватить всех детей унифицированной системой гос. нач. образования и воспитания. Он предлагал создать "дома нац. воспитания" (с интернатами, для мальчиков 5-12 лет, девочек 5-11 лет) в значит, мере за счёт спец. налога (гл. обр. на богатых). За отказ поместить ребёнка в интернат родители лишались бы гражд. прав и подвергались штрафам. В целях трудового воспитания дети должны были работать на полях и в ремесл. мастерских, обслуживать себя, ухаживать за стариками (в этих целях Л. предлагал объединить интернаты с приютами для престарелых). В программу нач. обучения предполагалось включать рассказы из истории революции, понятие о конституции, основы морали; преподавание религии исключалось. В таком воспитании Л. видел путь обновления общества, связывал утопич. надежды на уничтожение нищеты и смягчение и даже преодоление социального неравенства. Л., как и Кондорсе, выделял 3 высшие ступени образования: ср. школы, ин-ты и лицеи, куда будут приниматься учащиеся по конкурсу и стипендиаты. Проект Л. бы-л одобрен М. Робеспьером, обсуждался в Конвенте (июль 1793), было принято решение о создании "домов нац. воспитания" (без обязат. помещения детей в интернат), но спустя 2 мес отменено. Идея создания школ-интернатов не была претворена в жизнь. С о ч.: CEuvres, Brux., 18342; в рус. пер. - План нац. воспитания, в сб.: Пед. идеи Вел. франц. революции, М., 1926, с. 246-69. Лит.: Erziehungsprogramme der Franzosischen Revolution: Mirabeau-Condorcet-Lepele-tier, B. - Lpz., 1949. Л. А. Пименова.
|