Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Михеев

Михеев Иван Степанович [19.6(1.7). 1876, с. Ошторма-Юмья, ныне в Кукмор-ском р-не Татарии, - 1937, по др. сведениям, 1941, 1944], педагог, методист по родному и рус. языкам в школе, удм. писатель. Окончил Казанскую инородч. учительскую семинарию (1895). Пед. деятельность начал в удм. селе в Вятской губ. В 1896-1906 преподавал в образцовом уч-ще при Казанской учительской семинарии и (с 1907) в приготовит. классе при ней. В 1918-37 работал випед. уч. заведениях Казани, Душанбе, Йошкар-Олы. Незаконно репрессирован; реабилитирован посмертно.

В нач. 20 в. предложил систему обучения нерусских народов грамоте на родном и рус. языках. Курс начинал на родном яз. учащихся. После овладения ими элементарными шк. навыками переходил к обучению рус. языку, к-рое вёл гл. обр. в "разговорных уроках" (всего 80). Главным считал усвоение "элементарного синтаксиса", прежде всего из практики живой разговорной речи и устных и письм. упражнений; лишь освоив особенности построения рус. предложения, учащиеся переходили к фонетике и морфологии. Свои приёмы обучения М. называл "методом целых предложений". Создал серию учебников по рус. яз., в к-рую вошли "Наглядный букварь и первая книга..."(1903), продолжавшие это пособие книги для чтения (2-я - 4-я), сборники упражнений в сочинениях и рассказах по картинкам, грамматич. упражнений (в 2 частях). Составил руководства к ведению "разговорных уроков" и к книгам для чтения. Многие из этих пособий неоднократно переиздавались, в т. ч. и в годы сов. власти. Среди др. учебников М.: наглядный арифметич. задачник, удм. букварь и первая книга для чтения (1907). Методика М. получила распространение в нерус. школах Поволжья, Ср. Азии, Сибири, Кавказа, закрепив в системе их работы принципы воспитывающего обучения, активное формирование практич. навыков двуязычия. Автор публицистич. и драматургич. произведений на удм. яз., в к-рых выражены идеи просвещения народа.

Соч.: Рус. грамматика. Элементарный курс, ч. 1, Каз., 1914 (соавт.); Осн. правила рус. грамматики для нацмен, Каз., 19282; Материалы для составления предложений. Справочник, Каз., 1929; Методика преподавания рус. грамматики в школах нацмен, под ред. Н. И. Ашмарина, Каз., 1929.

Лит.: Каталог учебников и уч. пособий И. С. Михеева, Каз., 1910; Ханби-ков Я. И., Рус. педагоги Татарии, Каз., 1968; Губашева Н. Ш., Забытое наследство, в кн.: Педагогика и психология. Сб. ст., в. 1, А.-А., 1969; Фролова Г. Д., Из истории удм. школы, Ижевск, 1971; А с а д у л-лин А. Ш., Из опыта преподавания рус. языка в тат. школе, Каз., 1981, гл. 5; Суворова 3. В., Пед. идеи удм. просветителя И. С. Михеева, Ижевск, 1990.

А. Ш. Асадуллин, 3. В. Суворова.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета