ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА | Карта сайта Напишите нам | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | |||
Форум Нет наркотикам! Наши специалисты Родителям Подросткам Врачам Учителям |
|
РечьРечь, форма общения (коммуникации) людей посредством языка Речевое общение организует совм деятельность людей, способствует познанию людьми друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений Благодаря P осуществляется ист преемственность опыта людей, человек овладевает знаниями P и язык тесно взаимосвязаны Речь оформляется в соответствии с нормами языка Язык, являясь основой речевой деятельности, сам развивается, обобщая в себе речевой опыт людей Ребенок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в P Речевое общение может носить характер сообщения о к -л событиях, явлениях, в форме суждения или указания Нередко P направлена на то, чтобы вызвать у собеседника ответные действия сопереживать, сочувствовать, возмущаться, совершать поступки Однако P не только обеспечивает возможность общения людей между собой, но и, являясь средством выражения мыслей, становится оси механизмом мышления человека, средством осуществления мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения и др) Она имеет большое значение для развития наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-понятийного мышления Тесно связана P и с др психич процессами восприятием, запоминанием и воспроизведением, существенна роль P в воображении, при осознании своих эмоций, регуляции своего поведения P человека членораздельна, в ней различают звуки, фонемы, слоги, слова, предложения В зависимости от вида речевой деятельности выделяют P внешнюю и внутреннюю, устную и письменную Внеш P служит гл обр целям общения, поэтому она строится так, чтобы быть понятной слушателю Внутр P - непроизносимая, она играет важную роль в процессах сознания, самосознания, мышления Письменная P функционально тесно связана с внутр P (прого-варивание про себя того, что нужно написать, чтение про себя) В речевом общении участвуют как минимум 2 человека говорящий, т с произносящий P, и слушающий (воспринимающий и понимающий P) Такое общение может быть рассмотрено с точки зрения произнесения, восприятия и понимания P Речепроизнесение предполагает переход от внутр P к внешней В случае привычных для данного человека высказываний этот переход осуществляется без произвольных усилий Однако чем сложнее мысль и чем в более свернутом виде она сформулирована средствами внутр P, тем сложнее становится переход к внеш P Необходимо вспоминать и отбирать нужные слова, формулировать высказывания в соответствии с правилами грамматики и стилистики Восприятием P принято обозначать первый уровень анализа и синтеза средств языка, обеспечивающий различение слов Второй уровень (понимание P) предполагает анализ и синтез высказываний с точки зрения их содержания и значения Вместе с тем восприятие и понимание P - единый взаимосвязанный процесс, в к-ром понимание P определяется ее восприятием и наоборот Человек, слушающий P, обычно выделяет смысловые опорные пункты высказывания - т и ключевые слова При восприятии P происходит взаимодействие слухового, речедвигательного и зрительного анализаторов Слуховые восприятия речевых звуков соединяются с тактильно-кинестезич ощущениями, возникающими от напряжения собств речевых органов при слушании чужой P, а также со зрительным восприятием мимики, особенно движений губ, и панто-мимики говорящего Внешняя, или устная, P может быть диалогической и монологической Диалогическая, или разговорная, P обычно бывает неполностью развернутой, т к она ситуативна, многое в ней не высказывается, а подразумевается благодаря контексту, понятному разговаривающим Обычно непроизвольная, она становится произвольной, если беседа, обмен мнениями планируются заранее В этом случае она приобретает черты монологич P В диалогич P осуществляется тесное взаимодействие участников беседы Монологич P - высказывание одного человека, длительное время непрерываемое репликами (напр, P лектора, оратора и др) Монологич P, как правило, имеет более сложное син-таксич строение, чем диалогическая, обычно она требует предварит подготовки Правильно построенную монологич P отличает логич связность высказываемых мыслей и систематичность изложения, подчиненного определенному плану Рассчитанная на определенную аудиторию, монологич P, однако, не всегда сопровождается ответной реакцией слушающих (выступающим по радио и телевидению реакция слушающих в момент P неизвестна) Однако умелый оратор и лектор учитывает реальную или предполагаемую аудиторию и соответственно строит изложение материала По своей структуре монологич P приближается к письменной Имеются и спец конструкции, характерные только для устной P (повторы или перефразировки отд высказываний, вопросы, обращаемые к аудитории, изменения последовательности слов во фразе, чтобы придать отд словам особую значимость) Одно из свойств обоих видов устной P - ее плавность (при ср скорости за 1 с произносится слово в 5 слогов) Устной противопоставляется письменная P - исторически позднее возникший способ речевого общения В отличие от устной P, к-рой дети овладевают в процессе речевого общения, письменной P необходимо специально обучать Структурная особенность письменной P - ее контекстность (все содержание высказывания должно быть понятно из контекста) Стиль письменной P существенно зависит от характера ее содержания (стиль деловой переписки отличается от стиля и письма близким людям) Деление P на слышимую, произносимую и видимую производится в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном речевом акте Аналогично с этим может быть обозначена и осязательная P, т e P, воспринимаемая слепыми или слепоглухонемыми при чтении шрифта по Брайлю или ощупывании руки другого человека, говорящего с помощью дактильной P К видимой P, кроме обычной письменной, следует отнести также все способы общения посредством зрительно воспринимаемых кодов, в т ч общение посредством разл сигналов Особые случаи видимой P - мимико-жестовая P глухих, дактильная P и "чтение с губ" P, выполняя функции к -л спец общения, приобретает определенную специфич внутр структуру, соответственно этому выделяются поэтич, магич и др виды P Речевая деятельность изучается психологией, физиологией, языкознанием, психолингвистикой Широко представлены исследования P в области прикладной психологии при психол анализе обучения иностр языкам, кодировании и декодировании сообщений для счетно-решающих устройств и др (см также Развитие речи) О нарушениях речи см в ст Аномальные дети, раздел Дети с нарушениями речи, Логопедия Лит Рубинштейне Л, Кпсихоло гии речи, "Уч зап ЛГПИ им А И Герцена", 1941, т 35, Вы готский Л С, Мышление и речь, в его кн Избр психол исследова ния, M, 1956, АхмановаО С, О психо лингвистике, M, 1957, Ж и и к и и H И, Механизмы речи, M, 1958, его же, Речь как проводник информации, M 1982, Л у p и я А Р, Мозг человека и психич процессы, т 1, M, 1963, Миллер Дж Речь и язык, в сб Эксперим психология, сост С С Стивене, пер с англ, т 2, M 1963, Ликлайдер Дж, Миллер Дж, Восприятие речи, там же, Фант Г, Акустическая теория рече образования, пер с англ, M, 1964, II с н-филд V, Роберте Л, Речь и мозговые механизмы пер с англ, Л, 1964, Б о д а л с в А А, Восприятие человека человеком, Л, 1965, соколова Н, Внутренняя речь и мышление, M 1968, Леонтьев А А, Язык, речь, речевая деятельность, M, 1969, Основы теории речевой деятельности, M, 1974, Ушакова Т Н, Павлова Н Д, ЗачесоваИ А Речь человека в общении, M, 1989, G o l d s t e i n K, Lan-guage and language disturbances, № Y, 1948, Yakobson R, Halle M, Fundamentals of language, s-Gravenhage, 1956, K a i n z F, Psychologie der Sprache, Bd 2, Stuttg, I9602, Yakobson R, Lmguistics and poetics, в сб Style m language, № V -L, [1960] T В Розанова.
|